1. Финики и тфилин
В понедельник я получил взволнованное сообщение: «Сейчас я помог наложить тфилин важному человеку в этом городе – и это благодаря Вам!» Я не понимал, какова моя роль в выполнении этой важной заповеди за много километров от Москвы. Через несколько минут я получил и фотографию, с объяснением: «Я спросил его, можно ли сфотографировать его в тфилин, и к моему удивлению, он согласился. Посмотрите, то, что Вы послали, у него в руках!»
За неделю до этого ко мне обратился раввин Костромы шалиах р.Нисан Руппо и попросил меня достать израильскую финиковую пасту для жителя города, которому она нужна по медицинским соображениям. Я купил несколько упаковок в нашем магазине, и к счастью, оказалось, что семья р.Леви Ѓольцмана из Махон ХаМеШс группой учениц отправляется в поездку в Кострому, для поддержания еврейской общины. Я передал им посылку, и р.Руппо пригласил в синагогу адресата – дирижёра городского симфонического оркестра – и заодно с передачей финиковой пасты помог ему наложить тфилин.
Вот, оказывается, какие достоинства есть у финиковой пасты!
2. «Алия»
Во вторник вечером несколько человек стояли у входа в мясной ресторан на первом этаже еврейского центра «Марьина Роща». Директор ресторана Офир Дебакаровподал Главному раввину России р.Берлу Лазару новую мезузу, и тот прикрепил её на новый вход в ресторан. Директор общины р.Мордехай Вайсберг попросил у р.Залмана Кана благословить собравшихся благословением коѓенов, на которое все ответили «Амен!» и прошли на фарбренген.
В течение двадцати лет в этом зале был молочный ресторан. Сколько интересных гостей здесь было, сколько интересных встреч я помню… С началом коронавируса ресторан был закрыт. Новый директор ресторана поменял залы, поменял оформление и ресторан начал работу с хорошими надеждами на будущее. А сейчас рядом со мной сидит даян р.Залман Кан, который в четверг со своей семьёй совершает «алию», репатриируется в Страну Израиля.
Делаем «лехаим», р.Лазар благодарит р.Кана за прекрасные годы, которые были у общины в то время, как тот работал в ней. Каждый из участников рассказывает хорошие случаи с р.Каном, и фарбренген становится вечером воспоминаний.
3. Золотая осень
В среду утром я понял, что ещё несколько дней – и я упущу последнюю возможность. Я пригласил жену, она отложила дела, мы поехали и через десять минут остановились у парка «Сокольники». В утренний час ещё можно найти стоянку, в середине дня уже нужно было бы приезжать на такси или на метро. Мы вошли в ворота парка, свернули направо и погрузились в уходящую «золотую осень». Я искал оранжевые листья – ещё не зелёные, но уже не жёлтые, но надо было приезжать неделю назад, таких уже не было. Однако «золотая осень», листья в воздухе, листья на траве, была вокруг нас повсюду.
В парке «Сокольники» гулял Ребе Раяц, чтобы успокоить душу, когда приезжал в Москву для попытки отмены антиеврейских указов новой власти. Тогда ему угрожали смертной казнью, но он не испугался и продолжал свою деятельность с неослабевающей энергией. Его деятельность дала свои плоды: сейчас в «Сокольниках» спокойно гуляет еврей в хасидской одежде, смотрит на прекрасные картины листопада и провозглашает: «Как велики деяния Твои, Г-сподь, всё мудро сотворил Ты!»
Фото недели:
35 лет назад, в неделю главы «Лех леха», р.Ицхак Коган с семьёй уехал из Советского Союза в Израиль. В ленинградском аэропорту «Пулково» проводить его пришли многие члены тогдашнего, ещё полуподпольного, еврейского движения, и р.Коган до сих пор с волнением вспоминает об этом.
На этом фото мы у трапа небольшого самолёта, который унесёт нас в Ростов – на шабат молитвы, учёбы и хасидизма в восстановленном доме Ребе Рашаба. Рав Ицхак Коган уже много лет вкладывает силы в восстановление этого хасидского места, а также в реконструкцию центра хасидизма в селе Любавичи.
Привет из Ростова, гут шабес
Шия