Каждый, кто боится Всевышнего и заботится о собственной душе, перед последней молитвой дня – “Шма” перед сном, должен припомнить все, что он делал в течение дня. Если он совершил какой-нибудь проступок, пусть раскается от чистого сердца и примет на себя обязанность в дальнейшем его не повторять. Особенно тщательно надо проанализировать, не допустил ли он неблаговидного поступка по отношению к другим людям (лесть, ложь, злословие, зубоскальство и т. П.).
Если же в течение дня кто-то обидел его или нанес ему какой-либо ущерб, надо простить этого человека от всего сердца. Говорят наши мудрецы, что Всевышний никогда не приближает к Себе того, кто стал причиной наказания другого еврея. Поэтому в сидуре, составленном по указаниям р. Ицхака Луриа-Ашкенази, молитва перед сном начинается с обращения ко Всевышнему: “Властелин мира! Вот, я прощаю всякого, кто обидел меня…”. А далее сказано: “…И пусть никто не будет наказан из-за меня!”.
Всю молитву перед сном, кроме заключительного благословения “Амапиль” (“Смежающий сном…”), читают перед тем, как лечь в кровать.
Есть обычай, предписывающий женатым мужчинам подпоясываться так, как они делают это для молитвы “Шмонэ-эсрэ”. Лишь последнее благословение “Амапиль” читают уже в постели (но не лежа, а сидя).
Прочитав “Шма” в молитве перед сном, даже не закончив ее благословением “Амапиль”, нельзя ни есть, ни пить, ни разговаривать. Однако в случае крайней необходимости можно попить или сказать что-либо, а потом прочитать “Шма” еще раз. После же благословения “Амапиль” вообще нельзя отвлекаться – надо постараться сразу уснуть. Если это не удается, нужно несколько раз мысленно повторять “Шма” (или другие отрывки из Торы) – до тех пор, пока не наступит сон.
Если супруги желают близости в эту ночь, то молитву перед сном они читают лишь до благословения “Амапиль”. Потом, перед сном, следует омыть руки, еще раз прочитать “Шма” (по крайней мере, хотя бы первый раздел) и только тогда произнести “Амапиль”.
Когда встают посреди ночи, то перед тем, как снова лечь, повторяют “Амапиль”, не упоминая имени и царского титула Всевышнего и не заканчивая формулой “Благословен Ты…”.