Тот, кто сел возле меня в тридцатом ряду кресел самолёта из Москвы в Израиль, совсем не был похож на еврея. Я не очень внимательно смотрел, да и не спрашивал его о национальности, просто так мне показалось в начале полёта, когда мы обменялись несколькими вежливыми словами и заняли места.
Вместе с загранпаспортом я всегда держу коробочку снотворного. Полёты я переношу плохо и без снотворного мне трудно засыпать в самолёте. В этот раз я почему-то не принял таблетку, потерял несколько часов сна, но приобрёл нечто другое, гораздо более ценное.
Когда пришло время еды и стюардессы начали раздавать порции, я обратил внимание на то, что мой сосед получил кашерную. Знакомая упаковка, закрытая, с печатью Главного раввина России Берла Лазара. Сначала я подумал, что ему по ошибке дали мою порцию, но нет – я получил такую же. Краем глаза я видел, что он начал есть с необычным для самолёта выражением удовольствия на лице. Я не сдержался и спросил, почему он заказал кашерную еду.
«Еда из еврейского источника напоминает мне еду моей мамы и моей бабушки. Поэтому при каждом удобном случае я заказываю именно еду с еврейским знаком кашрута».
«Я так понимаю, что ваша мама и бабушка еврейки».
«Да. И папа мой был евреем. Они родились в Виннице, папа был на войне. Мама и вся семья успели убежать в Москву. После войны папа присоединился к маме в Москве, и я уже москвич», – сказал он с заметной гордостью.
Я посмотрел в окно – звёзды померкли, ночь кончалась, значит, пришло время утренней молитвы. На этой неделе мы читали в книге «Га-йом йом», составленной Ребе: «Евреи уподоблены звёздам. По звёздам ориентируется и не заблудится даже тот, кто идёт ночью. В каждом еврее, мужчине или женщине, есть достаточно душевных и духовных сил, чтобы повлиять на тех, кого он знает».
«Брат моей жены – раввин Винницы», сообщил я соседу. На всякий случай я спросил его: «Вы знаете, что такое тфилин»? – «Нет…» Я показал ему в телефоне фотографию человека в тфилин – он никогда такого не видел. Я рассказал о великой важности наложения тфилин каждый день и о том, что сейчас у него есть возможность выполнить это. Рав Лазар, встречая евреев во время полётов, убеждает их наложить тфилин так: «Мы сейчас в полёте, ближе к небесам, возможно, отсюда наша молитва дойдёт быстрее». Я прибавил к этому ещё объяснения о возрасте бар-мицвы, тринадцать лет, начиная с которого каждый еврей обязан накладывать тфилин каждый день. Короче, я его убедил. Сосед засучил рукав и произнёс благословение на тфилин – впервые в жизни. На высоте нескольких километров над землёй еврей удостоился отпраздновать свою личную бар-мицву. И благодаря чему? Благодаря тому, что кашерная самолётная еда напоминала ему традиционные блюда, которые готовили его мама и бабушка!
*
В недельной главе «Лех леха» описана война четырёх царей против пяти. Четыре царя из Вавилонии некогда покорили страну Кнаан, потом правители Кнаана восстали, и вавилонские цари пришли с карательной экспедицией. Во время экспедиции они забирали всё, что могли, и так они захватили в плен Лота, племянника Авраама, и его имущество. Авраам узнал об этом, ударил по тылам вражеского войска и освободил пленников и их имущество тоже. На обратном пути Авраама-победителя встретил Малки-Цедек с хлебом и вином и благословил его. Так сказано в Торе: «И Малки-Цедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино, а был он священником Б-га Всевышнего. И благословил он его, сказав: «Благословен Аврам у Б-га Всевышнего, сотворившего небеса и землю. И благословен Б-г Всевышний, предавший врагов твоих в руку твою!» И дал он ему десятину от всего.
Рамбан и другие комментаторы пишут, что Шалем – это Иерусалим. Год назад я слышал от друга нашей семьи, иерусалимского проповедника рава Авраама коэна Голандера. «Малки-Цедек вынес хлеб и вино. Истинная справедливость (цедек) – вынести хлеб и вино и дать тому, кто в них нуждается. Вот такой человек может называться священником Б-га Всевышнего».
Хлеб и вино в еврейской традиции символизируют материальное и духовное. И то, и другое нужно «вынести» из твоей привычной среды и дать нуждающимся. Это и есть «повлиять на тех, кого он знает», как пишет Ребе.
*
На этой неделе я был гостем на свадьбе Йосефа-Моше Вайсберга, сына моего друга р.Мордехая Вайсберга, прошедшей в святом городе Иерусалиме. Вместе с другими гостями я стоял в саду на крыше зала торжеств, где была хупа, когда рав Лазар проводил свадьбу. Рав Вайсберг – директор общины «Марьина Роща», а кроме того – директор всех московских Бейт-Хабадов, и ещё много неофициальных и волонтёрских должностей и обязанностей есть у него. Все их он исполняет чрезвычайно ответственно, как и подобает шалиаху. Он действительно «выносит» из своей среды духовные и материальные «яства» и угощает ими всех. Не счесть вопросов, по которым обращаются к нему люди, и он решает и разруливает, устраивает и успокаивает, каждому то, что ему нужно. И все могут видеть, как дружно, сплочённо, спокойно живёт община Марьиной Рощи.
Пусть радость его семьи наполнит радостью каждого, через общины Москвы, через Бейт-Хабады – всюду, куда доходит «хлеб и вино», и пусть в скором времени мы удостоимся радоваться в восстановленном Храме!
Гут шабес из Иерусалима,
Шия