Маамар (рассуждение) Алтер Ребе, который принято произносить за праздничной трапезой в честь обрезания.
В Торе, в рассказе об обрезании Авраама, говорится: “В тот самый день обрезан был Авраам”. В святых книгах задается вопрос: Учитывая, что Авраам соблюдал всю Тору до ее дарования (включая даже эрувей тавшилин), почему он не сделал себе обрезание раньше?
Чтобы понять это, следует разобраться, в чем состоит суть обрезания.
Сказано о Торе: “Не на небесах она, чтобы оправдываться: кто поднимется для нас на небеса?”. Первые буквы слов “кто поднимется для нас на небеса” (ми йаалэ лану ашамаима) составляют слово “обрезание” (мила), а последние – непроизносимое имя Всевышнего (Йуд-Кей-Вав-Кей).
Еще ранее обрезание упоминается в двух стихах. Вначале сказано: “И обрежьте крайнюю плоть сердец своих”, – а затем: “И обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твое”. Эти два стиха говорят о двух видах обрезания. Один выражает собой пробуждение снизу, то есть мы сами должны “обрезать крайнюю плоть своего сердца”, что означает – совершить тшуву. Об этом говорит стих “И вернись к Г-споду Б-гу твоему” (в выполнении Торы и заповедей). И как сказали наши учителя благословенной памяти: “Если евреи делают тшуву – приходит избавление, не делают – не приходит”. А о том, что произойдет после того, как соберутся изгнанники, написано: “И приведет тебя в страну… и облагодетельствует тебя”. Это обрезание, которое выражает собой пробуждение сверху – “И обрежет Г-сподь сердце твое”.
Таким образом, первый уровень обрезания, выражающий собой спонтанное стремление к духовному подъему, представляет собой пробуждение снизу, а пробуждение сверху – это раскрытие уровня “И обрежет Г-сподь сердце твое”, и т.д. Именно о втором уровне обрезания, который будет достигнут, когда соберутся изгнанники и станут соблюдать всю Тору и все заповеди, сказано “кто поднимется для нас на небеса” – стих, первые буквы слов которого составляют слово “обрезание” (мила). Этот уровень обрезания выше уровня Торы, так как про Тору сказано: “Не на небесах она”, – потому что Тора спускается до самого низкого уровня Творения. Как рассказывается в Талмуде, сказал рабби Йеошуа: “Мы не руководствуемся в своих решениях тем, что произносит небесный глас, потому что не на небесах Тора”. Следовательно, Тора – ниже небес. Тора также называется “Тора Авайе”. Имя Авайе состоит из 4-х букв. Йуд выражает сжатие, Эй – раскрытие, Вав – распространение сверху вниз, и т.д. Таким образом, Тора спускается вниз. А второй уровень обрезания – выше имени Авайе, причем настолько, что он выражен первыми буквами слов стиха “кто поднимется для нас на небеса”, а имя Авайе выражено последними буквами. Из этого следует, что обрезание – на уровне небес, и, соответственно, выше, чем Тора, которая спустилась ниже уровня небес.
Поэтому сказали наши мудрецы благословенной памяти: “Велико обрезание, о котором заключено тринадцать заветов”. Выражение “велико обрезание” объясняется как “то обрезание, которое велико”, то есть верхний уровень обрезания, при котором “Господь обрежет сердце твое”.
Таким образом, установление тринадцати заветов об обрезании имеет следующий смысл. Как известно, установление завета находится на более высокой ступени, чем интеллект и знание. Когда два друга заключают между собой завет взаимной любви, эта любовь становится нерушимой. Даже если впоследствии интеллект и знание перестанут питать любовь кого-либо из них, он все-равно будет продолжать любить своего друга. Так же и раскрытие верхнего уровня обрезания осуществляется посредством тринадцати атрибутов милосердия, которые выше атрибутов мудрости и интеллекта и потому – выше, чем имя Авайе и выше, чем уровень Торы. Об этом уровне сказано: “Пока не перейдет народ твой, Авайе”, то есть пока не перейдет на уровень, который выше имени Авайе.
Из всего вышесказанного становится ясно, почему Авраам соблюдал всю Тору до ее дарования, но заповедь обрезания не выполнил: он хотел, чтобы его обрезание было “великим обрезанием”, выражающим пробуждение сверху. Поэтому он выполнял всю Тору, которая ниже, чем этот уровень обрезания, а после этого удостоился высшего уровня обрезания, выражающего пробуждение сверху. Поэтому сказано “и был обрезан Авраам”, а не “обрезал себя Авраам”, как перед этим сказано об Ишмаэле и слугах Авраама: “И обрезал…” Их обрезание было выражением пробуждения снизу, как сказано: “И обрежьте крайнюю плоть сердец своих”, а Авраам удостоился раскрытия уровня, о котором сказано: “И обрежет Г-сподь сердце твое”. Поэтому сказано: “И был обрезан Авраам”.
Таким образом, слово “самый” в стихе “В тот самый день был обрезан” означает “самую суть” того дня, а “тот день” – это “день, который длится, который весь – добро”, и самая суть этого дня – великое раскрытие, которое произойдет в будущем, раскрытие уровня “Как велико благо Твое”, то есть день, который “весь – добро”. И когда раскрылась для Авраама “самая суть того дня”, тогда он был обрезан.
Перевод Якова Ханина