По милости Небес в Марьиной роще снова появляются новые лица — туристы или бизнесмены. Находясь в Москве, они приходят в синагогу помолиться с миньяном, поесть или купить кошерную еду в ресторанах, расположенных в этом здании. Почти как в лучшие времена, когда авиасообщение с заграницей было стабильным, и приезд гостей был привычным делом. Звуки молитвы и учёбы постоянно наполняли тогда помещение синагоги МЕОЦ.
Я помню, как после начала пандемии люди привыкли молиться в одиночку дома, и даже когда синагога открылась, не хотели изменить этой привычке. Как габай синагоги, я должен был искать способы, как вдохновить людей приходить в синагогу и молиться с миньяном, как постановлено в «Шулхан арух ѓа-Рав» Алтер Ребе: «Человек должен всегда стараться молиться в синагоге с общиной. И даже если может помолиться у себя дома в миньяне, всё равно — “в множестве народа — великолепие Царя”».
В отличие от обычной синагоги, скажем, в Израиле, у нас большинство молящихся не выросли в семьях, где отец трижды в день ходит в синагогу. И те, кто всё же вырос в семьях, где приучали к молитве в миньяне, несут особенно большую ответственность. Они должны быть примером еврейского поведения — приходить каждый день, трижды в день, без отговорок и пропусков, на установленную общую молитву.
В «Шулхан арух ѓа-Рав» сказано: «Общественная молитва, несмотря на то что это заповедь по постановлению мудрецов, — выше, чем заповедь Торы, поскольку ею освящается Имя Всевышнего публично. Для ее осуществления можно даже нарушить определенные предписывающие заповеди Торы!»
Я, выросший в ортодоксальной среде, умею ценить то, чем мы здесь обладаем — в синагоге под руководством Главного раввина России Берла Лазара. Просторная и чистая миква, доступная всегда; чай, кофе и легкое угощение в «Комнате Гриши» 24 часа в сутки; богатая и упорядоченная библиотека книг по Торе; большой молитвенный зал, содержащийся в порядке; и — что самое главное — много миньянов, начиная с раннего утра и почти до полуночи. Что еще нужно еврею?
В детстве я знал синагогу рядом с домом моих родителей. Ей не повезло, и люди предпочитали ходить в другие места. Тогда руководитель начал выплачивать нескольким евреям стипендию, чтобы тем самым обеспечить постоянный миньян. И действительно, это позволило закрепить его. Позже, когда к ним присоединились ещё люди, руководитель захотел прекратить выплаты. Он посоветовался с моим отцом, и тот сказал ему продолжать платить. Он послушался, и благодаря этому синагога продолжила функционировать без сбоев.
Этот пример стоял перед моими глазами, когда много лет назад я основал ранний миньян Шахарит в нашей синагоге. Я платил — и продолжаю платить — стипендию небольшой, но постоянной группе молящихся. И даже когда число молящихся выросло до тридцати или сорока, я не прекратил выплаты. Этот метод доказал свою эффективность в тяжелые периоды, о которых я упомянул выше. И с Б-жьей помощью, миньян продолжается стабильно каждый день. А есть у нас и другие миньяны, которые ведут постоянные люди, строго соблюдающие расписание.
«Основной источник пропитания — это благословение Всевышнего, хотя необходимо создать для него природный “сосуд”. Поэтому нужно остерегаться, чтобы забота о заработке не шла за счёт молитвы с общиной и установленных времён для изучения Торы. Ведь невозможно придавать сосуду большее значение, чем благословению, которое является источником изобилия!» — так пишет Ребе Рашаб.
Информация хороша, когда ее распространяют. И я собрал высказывания мудрецов по этой важной и возвышенной теме, и вместе с моими коллегами, работающими в Центральной синагоге, мы начали кампанию, рассчитанную на несколько месяцев. Мы будем публиковать эти высказывания и распространять их в наших социальных сетях. Следите за публикациями. Когда вы организуете миньян в вашем районе проживания, это и вам пригодится!
Читайте также