Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Минута тишины

24 октября 2021 / Главная / Иудаизм / Хасидизм / Любавический Ребе
search
Ребе

Как глава поколения, Ребе ставил перед собой задачу привести Машиаха. Он трудился не только ради еврейских общин по всему миру, чтобы те росли и крепли и еврейство пробуждалось в каждом еврее. Он заботился о духовном состоянии всех людей.

Три ежедневные еврейские молитвы завершаются особой молитвой «Наш долг». В ней мы заявляем о своей миссии донести знание о Всевышнем до каждого человека на Земле: «И придет мир к совершенству под властью Всемогущего». На протяжении многих поколений евреи не могли призывать к этому открыто. Однако на пороге окончательного Избавления мы можем раскрыть миру данное ключевое послание.

Очевидно, что наиболее эффективно воздействовать на общество через молодежь. Приоритеты в образовании играют важную роль в формировании будущего человечества. На протяжении всего своего руководства Ребе постоянно подчеркивал, насколько важно повышать уровень морали и нравственности
всех людей.

В 5720-х (1960-х) годах Ребе приложил много усилий, претворяя в жизнь кампанию «школьная молитва». В 5740-х (1980-х) годах он призвал вместо молитвы в начале каждого учебного дня установить «минуту тишины». В этой статье мы приводим отрывки из выступлений и писем Ребе, в которых тема борьбы Ребе за духовное и нравственное здоровье общества представлена в историческом контексте.

Выражаем благодарность раввину Давиду Марголину за помощь в подготовке статьи.

Школьная молитва

Особенностью системы образования в Америке, начиная еще с колониальных времен, была школьная молитва. Первые переселенцы Северной Америки, отцы-основатели Соединенных Штатов и затем подавляющее большинство американских граждан были религиозными. Многие школы страны включили ежедневную молитву и изучение Библии в свои учебные программы.

В 1955 году Попечительский совет Нью-Йорка составил следующий текст молитвы, которую дети могли читать по своему желанию в государственных школах после клятвы верности в начале учебного дня:

«Всемогущий Б-г, мы признаем нашу зависимость от Тебя и просим Твое благословение для нас, наших родителей, учителей и страны».

7d57f6a026a00e05ab562fe39d5cf492-1200x0-c-defaultОбратите внимание, что данная молитва нейтральна и не привязана к какой-либо конфессии. Кроме того, закон разрешал учащимся не произносить этот текст, если они того не желали. В 1962 году группа учащихся государственных школ (в основном состоящая из еврейских семей) из Лонг-Айленда подала в суд на президента школьного совета Уильяма Витале. Они утверждали, что молитва, предложенная правительством, нарушает их религиозные убеждения и ее введение в государственных школах незаконно.

Первая поправка к Конституции Соединенных Штатов гласит следующее: «Конгресс не должен издавать никаких законов, касающихся установления религии или запрещающих ее свободное исповедание». Истцы заявили, что согласно этому параграфу закона страны, правительству запрещено вводить молитвы в программу обучения государственных школ и побуждать детей их произносить.

Дело, известное как Энгель против Витале, дошло до Верховного суда США и вызвало громкие споры на общенациональном уровне. Были государственные чиновники и педагоги, которые выступили против такой ошибочной интерпретации Первой поправки. К сожалению, многие, в том числе и известные еврейские организации, поддержали иск и стали ожесточенно оспаривать законность включения молитвы в ежедневное школьное расписание.

Engel v Vitale, brief of respondents title page- Hathi TrustВ итоге Верховный суд США вынес решение 6-1, ставшее прецедентом. Официальная организация, финансирование или поддержка школьной молитвы в государственных школах была запрещена Первой поправкой к Конституции Соединенных Штатов. Учителям и администрации школы не разрешалось проводить также и занятия на эту тему. Однако школьникам разрешалось молиться в религиозных клубах на добровольной основе, и не запрещалось молиться в школах индивидуально. 

Вышеуказанное постановление Верховного суда вызвало волну обсуждений по всей стране. Дебаты разгорелись во всех слоях американского общества. Ребе, обращаясь к ортодоксальному еврейскому миру, призвал раввинов, лидеров и общественных деятелей придать этому вопросу первостепенное значение как с точки зрения еврейского закона, так и с позиции их нравственного долга для блага всей страны.

Неотложная задача

Фарбренген 12 Тамуза 5722 г. (1962) состоялся менее, чем через месяц после того, как было вынесено роковое решение Верховного суда. На фарбренгене Ребе объяснил, какой трагедией обернется данное постановление для сотен тысяч еврейских и миллионов нееврейских учеников, которые будут теперь обучаться в государственных школах без ежедневной молитвы.

«Сотни тысяч еврейских детей не приучены молиться каждый будний день. Многие из них не ходят в синагогу в Шабат и праздники. Всевышний проявил свою жалость к ним, и это выразилось в том, что правительство предоставило текст, включающий в себя все основные компоненты молитвы, с которыми следует обращаться к Творцу. В результате школьники исполняли заповедь ежедневно молиться. Вера в Творца дана для каждого человека, и миллионы нееврейских детей ежедневно осознавали то, что есть Владыка мира, благодаря школьной молитве».[1]

Трагедия усугублялась тем фактом, что противниками утренней молитвы были евреи. Ребе подчеркивал, что каждый еврей, который имеет хоть какое-то влияние, должен сделать все возможное, чтобы отменить злополучное постановление.

В письме,[2] адресованном Союзу ортодоксальных раввинов США и Канады в 5723 (1962) г., Ребе заявил, что необходимо срочно обеспечить сотням тысяч еврейских детей возможность произносить молитву каждый день.

School prayer- Flickr- photo by theirhistory (CC BY-NC-SA 2.0)В письме раввину Нисану Телушкину[3] Ребе подчеркнул, что в настоящее время нет более важной проблемы, решением которой должны заняться раввины. Ситуация осложнялась еще и тем, что все основные еврейские учреждения были безучастны к этому вопросу. Помимо того, что создалось впечатление, что они согласны с постановлением, их молчание позволило другим организациям безапелляционно выставлять себя законными представителями еврейства, при этом оскверняя имя Всевышнего.

Ребе объяснил, что он волнуется не только о еврейских детях, обучающихся в государственных школах.
Он опасается, что отмена молитвы негативно повлияет на американское общество в целом, в результате чего вырастут дети, ничего не знающие о Творце, Который все видит и слышит, и перед Которым в итоге нужно держать отчет за все свои действия.

В письме[4] от 26 Нисана 5724 (1964) года Ребе изложил основополагающие принципы воспитания детей, чтобы они могли оказывать положительное влияние на общество:

«На мой взгляд, абсолютно необходимо в умах наших детей запечатлеть осознание, что мир, в котором они живут, – это не джунгли, где господствуют грубая сила, хитрость и необузданная страсть. У мира есть Творец. Всевышний – это не абстрактное понятие. Он Сам интересуется делами каждого человека. Перед Ним каждый несет ответственность за свое ежедневное поведение…

Недостаточно сказать малолетнему правонарушителю, что не стоит совершать преступления, так как он в конечном итоге окажется в тюрьме (если не будет достаточно умен, чтобы не попасться). Также он вряд ли пожелает прислушаться к предупреждению о том, что, нарушая закон, он наносит вред обществу. Необходимо закрепить в сознании ребенка мысль о том, что любой проступок – это бунт против власти и порядка, установленных Всевышним…

Детей нужно с самого раннего возраста обучать таким образом, чтобы они осознавали, что существует Высшее «Око, которое видит, и Ухо, которое слышит» [5]. Мы не можем переложить на правоохранительные органы ответственность за соблюдение этики и морали нашим молодым поколением».

Делайте верные выводы

Аналогичное дело рассматривалось в Верховном суде США в следующем году. Закон штата Пенсильвания требовал, чтобы «по крайней мере десять стихов из Библии произносились без комментариев в каждой государственной школе в начале учебного дня». В двадцати пяти штатах ежедневное чтение Библии проводилось по желанию, тогда как в четырех штатах оно было обязательным.

Эдвард Шемпп из Пенсильвании подал иск в суд на свою школу в городе Абингтон, утверждая, что данное положение нарушает его права. Верховный суд США вынес постановление, запрещающее чтение Библии в государственных школах по тем же причинам, что и школьную молитву.

Большинство людей в США ошибочно объединило два вышеуказанных постановления Верховного суда, мотивировав это тем, что молитва и изучение Библии идут рука об руку.

Ребе приложил немало усилий, чтобы разъяснить, что данное конкретное решение Верховного суда было как раз уместным и не имело никакого отношения к запрету на молитву.

«… я неоднократно подчеркивал, что в государственных школах следует установить только строго неконфессиональную молитву и никакую другую. Необходимо решительно противостоять введению в государственных школах любых молитв или религиозных ритуалов, принадлежащих к определенному вероисповеданию. Помимо прочего, это может привести к расколу и неприязни. По тем же причинам следует выступить против чтения Библии в государственных школах. Ведь очевидно, что чтение Корана и Нового Завета также вызовет разногласия и раздоры».[6]

Как вы можете заставить их замолчать?!

В письме[7] от 24 Хешвана 5723(1962) Ребе после всех объяснений еврейского закона относительно запрета молитвы в школах резюмирует:

Однако, я рискну обратиться также к чувствам и мыслям каждого, кому не все равно, что происходит вокруг, особенно относительно проблем подрастающего поколения.

В наши дни все больше растет внутренняя напряженность в обществе и внешняя угроза безопасности в виде ядерной войны. Коммунистический режим все больше посягает на свободный мир, неустанно распространяя свое влияние не только на недавно захваченные территории, но и на умы людей, живущих в свободных демократических странах. Растет преступность среди несовершеннолетних.

Тем не менее Америка благословлена сотнями тысяч детей, мальчиков и девочек, евреев и неевреев. Дети ежедневно возвышают свои голоса в молитве к Всевышнему, признавая, что Он является Влады- кой Вселенной, призывая Его излить благословения на родную страну и всех, кто им дорог. И они уверены в Его благосклонности.

Может ли после этого кто-нибудь поднять руку чтобы заставить замолчать этот громкий голос американской молодежи, сказав: «Прекратите восхвалять Б-га! Перестаньте молиться Ему! Это запрещено делать в американской государственной школе!»

Каково было бы услышать такой запрет всем этим молодым людям? Может ли что-нибудь объяснить их молодым умам, далеким от Конституционного права, законность такого заявления в этой стране, где свободное исповедание религии является одной из самых важных ценностей?

Социалистическое влияние

Шалом Левин был израильским учителем и политиком, а также – депутатом Кнессета от партии Мапай (Партия рабочих Земли Израильской – прим. пер.). В начале своей карьеры он занимал должность секретаря израильского профсоюза учителей. Летом 5723 (1963) был избран председателем Международной федерации профсоюзов учителей.

Ребе направил длинное письмо г-ну Левину 2 Элула 5723(1963) г.[8] В нем он описал печальную реальность в сфере государственного образования в большинстве стран мира во всем, что касается морали и этики. Когда школьники получают лишь сухие знания и навыки, они теряют способность контролировать свои побуждения и желания.

После этого Ребе призвал его использовать свою новую руководящую должность в организации, действующей на международном уровне, чтобы повлиять на мировую школьную систему и дать больше места религиозному образованию в учебных программах. Ребе понимал, насколько необычна эта его просьба, обращенная к светскому человеку.

«Возможно, Вам может показаться странным, что я посылаю этот запрос члену политической партии, которая не является религиозной; а напротив, социалистической. Однако нет необходимости подробно останавливаться на том, что нынешняя ситуация сильно отличается от той, во время которой начался социализм. Особенно принимая во внимание тот факт, что социализм в наше время не противостоит религии».

В последующем письме, отправленном в 10 дней раскаяния (между Рош аШана и Йом Кипуром – прим. пер.) 5724(1964) г. Ребе предложил г-ну Левину открыто призвать педагогов всего мира признать, что мораль и этика могут по-настоящему существовать только тогда, когда основаны на вере в живого, вечно наблюдающего Творца: «Это не только окажет воздействие «атомного взрыва», но и будет иметь далеко идущие положительные последствия. Возможно, именно по этой причине Вас назначили на эту высокую должность».[9]

Национальный кризис

В последующие десятилетия в американском обществе появилось множество проблем, резко возросла преступности, особенно в молодежной среде. Ребе неоднократно призывал политических лидеров, педагогов и общественных деятелей переставить акценты. Вместо того, чтобы усиливать охрану общественного порядка полицией и ужесточать наказания, следует уделять особое внимание моральному и этическому воспитанию подрастающего поколения.

Дата 10 Швата 5741(1981) г. ознаменовала начало нового подхода Ребе к тому, как воздействовать на жизнь общества. По кабельному телевидению впервые в прямом эфире транслировался фарбренген Ребе. Ребе, в частности, говорил о том, какие изменения срочно требуется государственному образованию. Он подчеркнул, что необходимо вернуть чтение молитвы учащимися в государственных школах. Даже простые слова «Мы верим в Б-га» заключают в себе важную идею, которую дети должны повторять каждый день.[10]

За две недели до 11 Нисан 5741(1981) г. молодой человек по имени Джон Хинкли-младший совершил покушение на жизнь президента Рональда Рейгана в Вашингтоне. На фарбренгене Ребе указал, что потенциальный убийца вырос избалованным и эгоистичным. Совершенное им преступление демонстрирует, в каком духе воспитывается современная молодежь. Б-га «забрали» из школ, это и стало причиной данной трагедии.[11]

Выступая 12 Тамуза 5741(1981) г., Ребе процитировал свой диалог с генеральным прокурором Нью-Йорка Луи Дж.Лефковичем, который дольше всех предшественников занимал этот пост – с конца эпохи школьных молитв до рекордного уровня преступности в городе в конце 1970-х годов.

«Я спросил его:
– Вы служите генеральным прокурором уже несколько десятилетий. В начале Вашей карьеры число правонарушений в городе было относительно невелико. Однако из года в год под Вашим руководством оно не только не снизилось, а резко и необъяснимо увеличилось. И это после того, как Вы сделали все, что в Ваших силах, чтобы предотвратить рост преступности, установив более суровые наказания в качестве сдерживающего фактора.
В ответ он улыбнулся мне, и на этом тема была закрыта. Что я имею в виду, говоря «тема закрыта»? Что с тех пор прошло несколько лет, и ситуация продолжает ухудшаться. Я заметил тогда:
– Зачем теряться в догадках в поиске причин? Давайте исследуем: возможно, произошли изменения в системе образования».[12]

Это не компромисс

Когда стало ясно, что суды не отменят запрет на школьную молитву, были предприняты сотни попыток изменить ситуацию через поправки закона в Конгрессе. В 5742 (1982) году президент Рональд Рейган официально предложил конституционную поправку, разрешающую организованную молитву в государственных школах: «Ничто в настоящей Конституции не должно толковаться как запрет на индивидуальную или групповую молитву в школах или других госучреждениях. Соединенные Штаты или любое другое государство не должно требовать, чтобы кто-либо участвовал в молитве или нет».

Engle-v-Vitale_8181d809be2f9121eaacadc3524fbfceВ послании Конгрессу г-н Рейган сказал, что поправка «восстановит простое право наших граждан молиться в государственных школах и учреждениях». Это стало поворотным моментом, позволившим разрешить национальные разногласия, поскольку сам президент страны с энтузиазмом продвигал данное предложение.

Идея введения «минуты тишины» в государственных школах набирала обороты. Ее смысл заключался в том, чтобы начать учебный день с минуты, посвященной молчаливым размышлениям и добровольной молитве.

Зимой 5743 (1983) года штат Нью-Джерси проголосовал за то, чтобы установить ежедневную «минуты тишины» в государственных школах. Губернатор наложил вето на законопроект, но законодательный орган проголосовал за отмену вето. «Минута тишины», как до того и школьная молитва, также попала под огонь критики.
«Данный законопроект является компромиссом, – объяснял свою позицию один сенатор из Нью-Джерси. – «Минута тишины», конечно, не является молитвой».
Однако нашлись те, кто утверждал, что «минута тишины» – это уловка, чтобы вернуть молитву обратно в школьную программу, и поэтому были категорически против.

Во время фарбренгена 10 Швата 5743(1983) г., более месяца спустя после событий в Нью-Джерси, Ребе впервые заговорил об этой инициативе. Но, в отличие от большинства ее сторонников, он не рассматривал данное нововведение, как компромисс.

В течение следующих нескольких лет Ребе объяснял в многочисленных фарбренгенах, которые транслировались по телевидению, а также при любой другой возможности, что «минута тишины» лучше, чем молитва, подходит для внедрения в систему государственного образования.

Ребе объяснил это следующими причинами:
1. Наиболее верный способ определить, является ли та или иная программа действий правильной – проанализировать, какие результаты будут достигнуты. Если они послужат толчком к раздорам и конфликтам, очевидно, что курс выбран неверно. Пропагандировать введение молитвы в государственных школах, учитывая современные политические и социальные настроения в обществе, бесполезно. Идея «минуты тишины» в этом отношении имеет гораздо больше шансов на успех. Против неё нет никаких рациональных аргументов, поскольку она действительно не направлена на то, чтобы тайно вернуть молитву обратно в школы.[13]
2. Даже если текст неконфессиональной молитвы составлен правительством, учителя – люди со своими собственными религиозными убеждениями. Несмотря на то, что они обязаны воздерживаться выражать личные взгляды, проведение такой молитвы станет для педагогов серьезным испытанием. Нельзя ожидать от человека, что он будет все время скрывать свои религиозные предпочтения. Следовательно, «минута тишины» – это оптимальный способ для детей подумать о Творце, не опасаясь, что учитель навяжет им чуждое мировоззрение.[14]
3. Цель ежедневной молитвы – дать время ребенку сосредоточиться на той мысли, что в мире существует Творец. Личное размышление порой больше повлияет на учащегося, чем повторение одних и тех же слов вместе со всеми остальными.[15]
4. Школьники получат возможность свободно созерцать свой внутренний мир, не боясь быть кем-то «уличенными» в этом.[16]
5. Минута тишины сохраняет ценность молитвы, так как для Б-га мысли человека открыты точно также, как и высказанное вслух.[17]
6. Поскольку учитель не указывает детям, о чем им следует думать в течение этой минуты, в этом вопросе требуется помощь со стороны родителей. Точно так же, как родители готовят для своих детей, отправляющихся в школу, обед, они должны приготовить им духовную пищу для размышлений. Нужно дать детям наставление, о чем требуется думать во время «минуты тишины». Это заставит и самих родителей поразмыслить о духовном, а общение на эти темы сблизит всех членов семьи. Ведь в наше время мамы и папы до такой степени заняты работой, что им не хватает времени для духовного развития своих детей. Разговор, о чем думать в минуту тишины, также напомнит и взрослым, что их главная миссия в жизни – воспитать достойных людей.[18]

Сенатор Рудольф Бошвиц, добросердечный еврей из С. Паула (штат Миннесота), гордившийся своим еврейством, был сенатором США в течение 12 лет. Задолго до того, как он занялся политикой, у него сложились тесные отношения с посланником Ребе, раввином Моше Феллером, и он был убежденным сторонником деятельности Хабада в государстве. Ниже приведены копии двух писем Ребе, адресованных сенатору Бошвицу, относительно важности принятия федерального закона, предписывающего «минуту тишины» во всех американских государственных школах.

Обратите внимание, что в пятом абзаце первого письма Ребе отметил звездочкой слова «неконфессиональная молитва» и подписал своей рукой «в нынешней ситуации – минута тишины».

1122334444

Несмотря на очевидную нейтральность «минуты тишины», те, кто боролся с установлением молитвы в государственных школах, энергично выступали также и против новой инициативы. Ребе неоднократно вы- сказывался на данную тему. В корне опровергая доводы оппонентов, он приводил в защиту данного начинания множество аргументов. Публикуем некоторые из них:

Первый аргумент против «минуты тишины»: это нарушение Конституции

1. Толковать «минуту тишины» как нарушение Первой поправки Конституции из-за того, что во время «минуты тишины» в начале учебного дня дети вдруг подумают о Б-ге в государственной школе, просто абсурдно. Первая поправка предназначена для защиты религии от государства, а не чтобы дать правительству возможность запретить думать о Б-ге в то время, когда они находятся в государственном учреждении![21]
2. Даже если можно каким-то образом принять такое ошибочное формальное толкование текста поправки, оно, безусловно, не соответствует духу Конституции. Ее авторами были отцы-основатели страны, которые, как известно, были людьми верующими. Они были бы шокированы, услышав столь искаженную интерпретацию своих слов.[22]
3. Допустим, что Конституцией «минута молчания» действительно запрещена. Однако Конституция не имеет статуса святыни или постулата. Она была написана «народом и для народа». Авторы этого документа знали, что обстоятельства неизбежно изменятся и сформулировали Конституцию таким образом, чтобы ее можно было изменить путем внесения поправок. В прежние времена каждый ребенок в Америке был знаком с идеей существования Творца или Сверхсущности, перед Кем он подотчетен. Перед завтраком родители учили детей произносить молитву. За последние несколько десятилетий этот ритуал по разным причинам практически исчез. Сегодня миллионы американских детей на протяжении всего детства никогда не задумывались, что есть Творец. «Минута тишины» в школах необходима, чтобы спасти современную Америку от хаоса и анархии. Поэтому нужно изменить закон, чтобы разрешить и даже обязать проводить в государственных школах «минуту тишины».[23]

Второй аргумент: Дети могут подвергаться воздействию противоположных их мировоззрению религиозных идей
Что может быть плохого в тишине? Только родители могут наставлять своих детей, о чем им думать в тот самый момент. А они, безусловно, имеют право воспитывать их в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Третий аргумент: «Минута тишины» приведет к чтению молитвы и изучению Библии в школе
Предлагаемый закон о введении «минуты тишины» должен быть детально проработан. Причём таким образом, чтобы недвусмысленно запретить молитву вслух и изучение Библии. И даже если есть небольшая вероятность того, что данный запрет где-то может быть нарушен, это не повод лишить миллионы детей возможности начать свой день с осмысленной минуты молчания, которая позволит им вырасти настоящими людьми, с осознанием того, что над ними «око видящее и ухо слышащее» (Поучение отцов 2:1 – прим. пер.).

Четвертый аргумент: «Но ведь есть нерелигиозные семьи и атеисты»
Скажите Вашему ребенку, чтобы в «минуту тишины» он думал о справедливости и честности. Пусть он размышляет о таких постулатах, как: «Не воруй» и «Не обманывай», о том, чтобы быть спокойным, внимательным и тому подобное в течение дня. Он должен понять, что не может взять то, что принадлежит другому ребенку, или солгать ему. И не
потому, что боится наказания, а оттого, что он начал свой день с мыслей, что так поступать нельзя.[24]

Раввин Яаков Иеуда Гехт взял на себя ведущую роль в кампании по написанию петиций, требовавших введения «минуты тишины». Ниже приведены несколько вопросов, которые он задал Ребе сразу после завершения Песаха, и ответы на них Главы поколения.

После праздника было созвано совещание, посвященное петициям. Возникло несколько вопросов, но почти на все из них были даны ответы в сегодняшнем фарбренгене. Есть несколько оставшихся моментов:

1. К кому следует обращаться людям с вопросами или за советом и т.п. То есть, будет ли учреждена центральная организация, или каждый должен искать ответы индивидуально?
2. Должны ли петиции направляться в Белый дом каждой соответствующей организацией или следует собрать их вместе, чтобы «большая гора» подписей была доставлена по нужному адресу?
3. Каким образом мы должны взаимодействовать с государственными школами и в целом со всем населением? Должны ли мы работать с епархией и т.п.?
4. Есть ли бюджет для этого проекта? Если нет, то как он будет существовать? Следует ли подавать запросы для финансирования?
5. В какой степени мы должны привлекать средства массовой информации? Радио, телевидение, газеты. Размещать ли в них рекламу этой кампании?
Яаков Иеуда Бен Сара Гехт

Ответ Ребе:

ГЛАВНОЕ: Выясните, кто еще работает над этим проектом, и обсудите все детали между собой. (В случае разногласий попросите раввинский суд Хабада выступить посредником). 

Я не буду назначать лидеров проекта, потому что тогда он сразу попадет под мое руководство. А те, кто этого не хочет, не будут участвовать и т.п. (вопреки моему устремлению во всем этом).

БЮДЖЕТ: Нет необходимости делать запрос на финансирование, так как люди сами с охотой будут давать пожертвования, и вы соберёте целое состояние.

РЕКЛАМА: Основное влияние должно оказываться через личные связи с руководителями СМИ, директорами общественных организаций и т.д.

Очевидно, Вы считаете, что я должен заниматься решением даже самых простых деталей. Отправка множества заметок с вопросами ко мне полностью противоречит смыслу всего этого проекта…

Отправка солдат

В вопросах, касавшихся американского законодательства, Ребе обычно призывал лидеров и активистов обращаться к членам Конгресса, чтобы те занялись этим. Но срочность, с которой требовалось установить «минуту тишины», была настолько велика, что на съезде Цивот-Ашем (Армии Всевышнего – детской организации Хабада – прим. пер.) Ребе в полупраздничный день Песаха 5743(1983) года поручил бороться за принятие требуемого законодательного решения маленьким «солдатам».
Он поручил детям направить Президенту и членам Конгресса петиции, которые содержали два важных требования:
1. Каждый ребёнок Америки должен начинать свой день с «минуты тишины».
2. Необходимо увеличить государственное финансирование частных школ, чтобы родители учащихся не были одновременно обременены уплатой налогов и оплатой за обучение.

Необходимо, чтобы под текстом этих двух обращений подписалось как можно больше детей. Когда лидеры страны увидят, как велико количество людей, заинтересованных в решении данной проблемы, это, безусловно, подтолкнет их к действию. Объявленная кампания, безусловно, будет иметь особую силу, учитывая беспрецедентность того факта, что ее проводят дети. Поскольку в полупраздничный день Песаха не следует писать, сбор подписей Ребе велел начать сразу после последнего дня праздника.

Ребе заявил: «Если злое начало будет отговаривать вас, утверждая: «Что ты можешь достичь, будучи маленьким ребенком?», то вы должны ответить, что, во-первых, дети могут совершить много великих дел. Кроме того, в Торе сказано: «Из уст младенцев и грудных детей Ты утвердил крепость перед врагами Твоими, чтобы повергнуть врага и мстителя» (Теилим 8:3). Когда дело касается того, чтобы образование соответствовало законам Торы, то у детей есть сила нейтрализовать любое противодействие!»[25]

В заключение съезда Ребе также призвал раввинов в своих выступлениях перед молитвой Изкор (поминальная молитва по праздникам – прим. пер.) говорить в синагогах о том, как важно установить в школах «минуту тишины».

Во время фарбренгена, посвященному трапезе Машиаха (последней перед исходом праздника Песах) Ребе произнес прочувственные слова о важности кампании по сбору петиций от детей и потребовал решительных действий.[26]

В следующий Шабат во время фарбренгена Ребе рассказал, что после Песаха он получил большое количество вопросов о кампании. Люди интересовались как практической стороной дела, так и нюансами кампании в свете еврейского закона. Ребе терпеливо ответил на все вопросы и пришел к выводу, что людям трудно понять, что даст эта кампания. Задавая вопросы не по существу, многие на самом деле тем самым высказывают свое беспокойство тем, что Любавичское движение занимает непопулярную в обществе позицию по спорной теме. Простыми словами Ребе объяснил, что не следует искать противоречий, где их нет, и если основные тезисы представлены в понятной форме, то
тревожиться не о чем.[27]

Во время фарбренгена в праздник Шавуот Ребе дал указание, чтобы все вопросы, касающиеся законов Торы в связи с «минутой тишины», и его ответы с недавних фарбренгенов были собраны и представлены на следующее большое собрание, где участники обсуждают вопросы Учения. Оно традиционно проводится после праздника.[28] Данный сборник впоследствии был отредактирован Ребе и опубликован в следующем году в еженедельнике Ликутей Сихот на неделю чтения главы Итро.[29]

Прецедент в штате Алабама

В 1978 году в штате Алабама вышел закон, согласно которому в школах штата устанавливалась «минута тишины» с целью духовной медитации. Второй закон в 1981 году добавлял возможность в это время молиться, а третий закон 1982 года разрешил учителям читать молитву с теми учениками, которые захотят в этом участвовать.

Один из родителей, проживающий в Алабаме, попытался в суде оспорить эти законодательные решения. В деле Уоллес против Джеффри Верховный суд США постановил, что законы 1981 и 1982 годов нарушают Конституцию США. Однако суд оставил в силе закон 1978 года, который разрешил минуту тишины для медитации в государственных школах штата Алабамы.

Во время праздника Симхат Тора 5746 (1986) г. Ребе отметил, что отмена Верховным судом законов 1981 и 1982 года – это повод для радости, поскольку благодаря им «может возникнуть ситуация, при которой учитель или школьный лидер будут иметь возможность навязать ученикам свою особую форму молитвы или версию молитвы своей религии – что совершенно неприемлемо».[30]

Во время беседы 19 Кислева (день, когда отмечается Новый год хасидизма – прим.пер.) 5747 (1987) г. Ребе объяснил, что национальный праздник День Благодарения – это еще одно свидетельство уникального характера Америки как нации, сложившейся на принципах веры в Творца. Недостаточно только знать принципы становления страны, важно реализовать их в повседневной жизни граждан, в особенности молодежи. Ребе считал, что сделать это лучше всего во время «минуты тишины»:

Занимаясь[31] воспитанием наших детей, мы не должны скрывать от них единственный истинный источник добра и нравственности в их жизни. Они должны знать, что есть «Око, которое видит, и Ухо, которое слышит», и что Всевышний – судья справедливый и милосердный. Даже ребенок понимает, что нельзя обмануть Всевышнего. Желая получить благословение Б-га, он или она внушит другим детям действовать в соответствии с 7 заповедями Ноаха, закладывая фундамент справедливого общества.

Только так можно правильно воспитать детей. Только так в стране прекратится национальная эпидемия бунтарства против закона. Ни деньги, ни особая работа педагогов, ни правоохранительные органы, ни угрозы не помогут. Вы можете спрятаться от полицейского, но не от Б-га.

Необходимо и важно, чтобы ребенок в своей повседневной жизни помнил о Всевышнем.

Когда эти истины не переданы детям в рамках образовательной системы, о них необходимо размышлять в «минуту тишины» в начале учебного дня. Родители должны подготовить ребенка к этому моменту. Только они имеют право и ответственность воспитывать и обучать своих детей быть настоящими людьми, а не бунтарями против общества.

На тех, кто поддерживает это хорошее начинание, несомненно, изольется благословение в виде здоровья. Кто будет заниматься этим с энтузиазмом, вкладывая свою душу, удостоится благословений. Об этом станет широко известно в обществе, и через них весь мир удостоится благословений.

Также это ускорит исполнение постановление Рамбама: «Он (Машиах) подготовит весь мир к служению Творцу в едином порыве, как сказано: «Ибо тогда Я изменю язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно».

Данная идея полностью соответствует девизу Америки: «Мы верим в Б-га!»

 

Читайте подробнее:
Кампании “Школьная молитва” и “минута тишины» связаны с общим обязательством повлиять на все человечество с целью соблюдения 7 заповедей Ноаха и подхода Ребе к образованию всей молодежи.

Смотрите журнал “Дерхер” (53) Шват 5777: «Свет народам» и журнал “Дерхер” (67) Ниссан 5778: «День образования США» для получения дополнительной информации по этим темам.

Слушайте дополнительно:
Чтобы правильно понять подход Ребе к “минуте тишины”, мы предлагаем прослушать записи следующих слов Ребе:
12 Тамуза 5743(1983) беседа 3, 19 Кислева 5744(1984) беседа 2, 12 Тамуза 5744(1984) беседа 3 и 19 Кислева 5745(1985) беседа 3.

Примечания 

1. Торат Менахем Итваадуйот, том 34, стр. 151.
2. Игрот Кодеш, том 22, стр. 474.
3. Игрот Кодеш, том 22, стр. 482.
4. chabad.org/2051611
5. Поучение отцов 2:1
6. chabad.org/2051611
7. chabad.org/1274011
8. Игрот Кодеш, том 23, стр. 494.
9. Игрот Кодеш, том 24, стр. 1.
10. Сихот Кодеш 5741, том 2, стр. 177-178.
11. Сихот Кодеш 5741, том 3, стр. 109-115.
12. Сихот Кодеш 5741, том 4, стр. 150.
13. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 4, стр. 2174. 5746, том 1, стр. 408-409.
14. Торат Менахем Итваадуйот 5743, том 4, стр. 1750-1751, 5744, том 3, стр. 1432-1433, 5744, том 4, стр. 2173-2174, 5745, том 1, стр. 137, 5746, том 1, стр. 408-409.
15. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 3, стр. 1433.
16. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 3, стр. 1433.
17 Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 3, стр. 1433.
18. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 3 стр. 1434, 5744, том 4, стр. 2174-2175, 5745, том 1, стр. 137.
19. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 2, стр. 622.
20. Торат Менахем Итваадуйот 5746, том 1, стр. 408.
21. Торат Менахем Итваадуйот 5743, том 2, стр. 901-902, том 3, стр. 1389, том 4, стр. 1748
22. Торат Менахем Итваадуйот 5743, том 2, стр. 901-902, том 3, стр. 1389, том 4, стр. 1748
23. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 4, стр. 2175-2176.
24. Торат Менахем Итваадуйот 5744, том 2, стр. 621.
25. Торат Менахем Итваадуйот 5743, том 3, стр. 1299.
26. Торат Менахем Итваадуйот, там же, стр. 1326-1335.
27. Торат Менахем Итваадуйот, там же, стр. 1385.
28. Торат Менахем Итваадуйот, там же, стр. 1576.
29. Ликутей Сихот, том 26, стр. 132-144.
30. Торат Менахем Итваадуйот 5746, том 1, стр. 409.
31. Торат Менахем Итваадуйот 5747, том 2, стр. 53-57.

Источник: Журнал А Chassidisher Derher (издается на русском языке при поддержке Благотворительного фонда 770

Читайте также

Медиа

Как построить Сукку для праздника Суккот

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11