Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Михаил Ильич Ромм

15 марта 2019 / Амфитеатр / Важное / Анонсы
search
MEOC aficha mart 900x600_1

РОММ МИХАИЛ ИЛЬИЧ

Михаил Ромм родился 24 января 1901 года в Иркутске, куда был сослан его отец Илья, социал-демократ, врач по профессии. Мать происходила из семьи интеллигентов. Она страстно любила театр и свою любовь к искусству передала детям.
Cоветский кинорежиссёр, сценарист, педагог.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Народный артист СССР (1950). 
Почётный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1967).

С девяти лет рос в Москве. окончил гимназию в 1917 году и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. решил стать скeльптором. Это не мешало ему также подвизаться на театральном поприще — в качестве актёра.
В годы военного коммунизма Ромм стал проагентом и много разъезжал по стране, затем попал в Красную армию, где был и рядовым, и телефонистом, и даже инспектором.

Окончил скульптурное отделение Высшего художественно-технического института (1925). Ещё одной его страстью была литература. В 1920-е годы он переводил французских классиков — Флобера, Мопассана, Золя. Кроме того, сам писал романы, повести, новеллы. 

С 1925 года — скульптор и переводчик. 
В 1928-1930 годах — научный сотрудник по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы.
В кино дебютировал как соавтор сценария фильма «Реванш» (1930, «Союзкино»), с 1931 года работал на киностудии Совкино»/«Мосфильм».
В 1940-1943 годах — художественный руководитель Государственного Управления по производству фильмов.
В 1942-1947 годах — режиссёр Театра-студии киноактёра.
С 1938 года — педагог, с 1948 года — руководитель актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962 года).
Автор книг и статей по вопросам киноискусства.

Первый его фильм «Пышка» (1934) был вынуждено немой (ограничили смету). Но, кажется, сам этот фильм сработал на творческую удачу. 
В 1936 году маршал Ворошилов посмотрел вестерн “Потерянный партуль” Джона Форда и предложил сделать свой вариант советским кинематографистам. Ромм снял фильм “Тринадцать” (1936).
Единственную женскую роль в этой картине сыграла Елена Александровна Кузьмина, которая стала женой Ромма “на всю оставшуюся жизнь”.

После кинодилогии о Ленине (1937-1939, “Ленин в Октябре” и “Ленин в 1918 году”), созданной по указанию руководства студии в рекордно короткий срок, Ромм добился прочного официального признания. Его режиссёрская судьба складывалась внешне вполне удачно. 

Вершиной творчества Михаила Ромма считается картина “Мечта” (1941). Снималась она перед самой войной. Этот фильм посмотрел американский президент Рузвельт и сказал, что это один из величайших фильмов земного шара.

Во время войны семью Ромма разбросал: дочка Наташа оказалась в Уфе$;в составе группы кинематографистов эвакуировалась в Ташкент Елена Кузьмина; Ромм жил в гостинице “Москва”.

Ромм никогда не был в простое, даже в эпоху малокартинья. В конце 1940-х — начале 1950-х годов он поставил несколько фильмов. В 1956 году Ромм выпустил свою самую спорную картину “Убийство на улице Данте”. К этому времени уже вышел запрет на съёмку жён режиссёров в их фильмах. Это был удар, от которого Михаил Ильич так и не смог оправиться в ходе работы над фильмом. Эта работа, несмотря на большой успех в кинотеатрах, оставила у режиссёра чувство разочарования.

М.И. Ромм обрёк себя на шестилетнее молчание. Он преподавал, писал, руководил вместе с Юлием Райзманом Третьим творческим объединением на “Мосфильме”, вёл два режиссёрских курса во ВГИКе.
Послевоенные картины режиссёра («Секретная миссия», 1950, например) свидетельствовали о том, что он круто повернул с выбранной им в начале дороги к кино компромиссному. И вот один из крупнейших кинематографистов своего времени даёт себе клятву говорить с экрана только его лично волнующую правду. Он записал: «Если ты убеждён, что исследовать человека нужно в исключительные моменты его жизни, пусть трагические, катастрофичные, — бери этот материал, не боясь ничего…»

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года». Картина сразу выдвинула Ромма на авансцену современного кинопроцесса. Создавая её, Михаил Ильич связал себя накрепко с молодёжью «оттепельного» кинематографа: сценаристом Даниилом Храбровицким, оператором Германом Лавровым, актёрами Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским, Татьяной Дорониной, многими из тех, кто составил ядро театра «Современник». Непринуждённость киноповествования, свободная композиция, блистательные диалоги и монологи молодых гениев от науки, сосредоточенность вместе с тем людей на своих проблемах — всё привлекало в фильме. Но в картине о ядерщиках самым, может быть, главным оказалась мысль о глобальном катастрофизме 20 века. 

Последней работой Ромма стал монтажный фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм» (1966) — пожалуй, одно из крупнейших художественных явлений 20 века. Герои картины: человек — толпа — вождь (фюрер). М.И. Ромм обратился к художественному исследованию феномена массового психоза как социально-психологической основы, удерживающей тоталитарные режимы. Поскольку фильм был действительно исследованием, он целиком строился на документальной основе. Но картина была одновременно и размышлением крупного художника о его современности. И эта сторона ленты нашла воплощение не только в монтаже, но и в закадровом комментарии, осуществленном самим Роммом. Пожалуй, голос Ромма, звучащий за кадром, является одной из самых притягательных в художественном отношении сторон картины. 

Ромм задумал ещё один хронико-документальный фильм “Мир сегодня”. Но завершить его не успел. Михаил Ильич умер 1 ноября 1971 года в Москве. Сидя дома за письменным столом, он как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры фильма. Когда в кабинет заглянула Елена Александровна, он сказал: “Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу”. Жена помогла ему перебраться на диван. Через несколько мгновений его не стало.
В его записях, оставленных в архиве, есть фраза: “Мне нужно только десять лет жизни, и я все успею…”

Фильм “Мир сегодня” заканчивали Элем Климов, Герман Лавров, Марлен Хуциев, на экраны он вышел под названием “И всё-таки я верю” (1976). Но голос Ромма прозвучал с экрана… Он готовился к этой роли, наговаривал на плёнку. Фонограммы хватило на две мировые войны, до атомного взрыва в Хиросиме. Потом на экране возникаеи текст: “Здесь обрывается голос автора…Дальше пойдут надписи”.

MEOC pesona aficha mart 1080x1920_1

Читайте также

Медиа

Журналисты "Эхо Москвы" Александр Плющев и Татьяна Фельгенгауэр. Часть 1

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11