Марк Рудинштейн – выдающаяся личность для отечественного кинематографа. Помимо ярких актерских ролей, он известен в качестве талантливого организатора. Именно Марк создал престижный отечественный фестиваль «Кинотавр».
Марк Рудинштейн родился в Одессе в еврейской семье в 07 апреля 1946 года. Мать Марка – Тауба Исааковна, отец – Израиль Григорьевич, хотя при рождении назван Карсылем. В народе отца часто звали Костей. В 1949 году образовалось Израильское государство, Сталин поддержал его, и отец при смене паспорта заменил отчество. Так Марк стал Израилевичем. В семье, помимо мальчика, было еще 2 старших брата.
Отец Марка был управляющим магазина «Военная книга». В 15 лет мальчик сбежал от родителей в Николаев. Принял такое решение, потому что понимал – остаться в родном городе непременно означало связаться с бандитским миром. Тогда бы его биография вряд ли сложилась успешно. Марк устроился на судостроительный завод, зарабатывал колоссальные 300 рублей в месяц, умудрялся часть отправлять родителям.
В 1967 году Рудинштейн-младший оказался в рядах советской армии. В это время Израиль напал на Египет, и с еврейским отчеством в армии ему оказалось непросто. Марку пришлось схитрить и соврать, что его отчество – Григорьевич, хотя так звали деда актера. После службы Рудинштейн не захотел возвращаться на рабочую специальность и решил отправиться в Москву.
Там он поступает на актерско-режиссерский факультет Щукинского училища, в мастерскую Тег-Захаровой, и успешно учится три с половиной года. Но иммиграция братьев в Израиль оставляет отпечаток на его личности: Рудинштейна отчисляют по политическим соображениям, предоставляя только справку о прослушивании лекций.
С 1973 по 1977 годы Марк работал директором Дома культуры «Дубровицы в Подольске», с 1977 по 1982 – директором эстрадных программ Росконцерта. В начале 80-х Рудинштейна осуждают за дачу взяток и расхищение социалистической собственности на 6 лет. После 11 месяцев колонии был оправдан. Рудинштейн признается, что выжить за решеткой ему помог инфаркт. Мужчина, никогда не жаловавшийся на здоровье, в новогоднюю ночь после трансляции с Красной Площади пережил сердечный приступ. После этого сработал инстинкт самосохранения, Марк решил выжить любой ценой: отжимался от кроватей, дошел до 2000 раз в день. Через три месяца от рубца не осталось и следа. Вновь обретя свободу, Марк продолжил сначала организовывать концерты, затем занялся кинодистрибьюцией. Первым успешным проектом стала покупка прав на фильм «Интердевочка», который стал культовым для времен перестройки. Продюсер признается, что в те времена он был богаче, чем Березовский. В 1997 году Марк организовал первый с Советском Союзе рок-фестиваль. Выбивая разрешение на проведение мероприятия, Рудинштейн не сообщил, в каком жанре будут выступать исполнители, выдав его за «конкурс заводской самодеятельности». 40 000 зрителей пришли на запрещенный концерт, после которого директор Подольского парка, где проходил фестиваль, был снят с занимаемой должности. Мероприятие стало определяющим событием в истории русского рока.
В 1991 году Марком был создан фестиваль «Кинотавр» – главный смотр отечественного кино по сей день. В 2006 решил продать права на его проведение продюсерам Александру Роднянскому и Игорю Толстунову. С 2003 года Рудинштейну присвоено звание Заслуженного работника культуры РФ.
Марк – не только талантливый организатор, но еще и прекрасный актер. Первая эпизодическая роль досталась ему в 1992 году в ленте «Короткое дыхание любви», которую он же продюсировал. В 2001 он снимался в сериале «Курортный роман» – лирическом фильме об отношениях между постояльцами санатория на морском побережье. Рудинштейн запомнился зрителям по ролям банкира из «Лиги обманутых жен», самоубийцы из «Неба в горошек», зоотехника из культовой «Московской саги» и многих других. За роль второго плана в сериале «Вольф Мессинг» Марка наградили премией «Золотой носорог». Обаяние и типаж актера даже небольшие роли делают яркими и запоминающимися. Важным проектом актер называет «Бабий Яр», который вышел на экраны в 2002 году. Он – о горе его народа, об одном из самых страшных преступлений времен Великой Отечественной войны, когда за один день в одноименной деревне было расстреляно 34 тысячи евреев. Правда, конечный вариант режиссерской работы Рудинштейна не устроил, он смонтировал свой, но не имеет права его показывать. Роль, которой гордится Марк – это созданный им образ Кутузова в драме А. Пивоварова «1812-й. Отечественная. Великая». Одними из последних его актерских работ стали роль мясного олигарха Давида Михайловича в сериале «Кухня» и главного бухгалтера Федора Игнатьевича в криминальной драме «Торгсин». Марк состоит в труппе «Театра Луны», где играет несколько эпизодических ролей: директора банка в «Мери Поппинс-Next» и Дитриха Зегелькранца в мюзикле «Губы» по Набокову. Актер признается, что не может назвать театр делом своей жизни. Он называет игру в «Театре Луны» баловством, любопытством и нереализованной мечтой.
В 2010 году Рудинштейн попробовал себя в качестве писателя: его книга с мемуарами наделала много шума. В ней он разоблачает нравы российской кинобогемы: после выхода Марка часто стали приглашать в ток-шоу на обсуждения. Снятый с ним выпуск передачи Андрея Малахова «Пусть говорят» о его книге «Убить звезду» был даже не допущен к эфиру – зрители его так и не увидели. В марте 2018 года в эфир вышла передача «Детектор лжи». Главная тема – конфликт Армена Джигарханяна и его бывшей жены Виталины. Рудинштейн был приглашен на эфир в качестве друга знаменитого советского актера. Марк не скрывает, что Виталина Цымбалюк-Романовская ему откровенно не нравится, более того, он считает, что женщина хотела убить Армена, не оказав должной медицинской помощи.
Читайте также