Свобода выбора, данная человеку, особенно очевидна, когда речь идет не о запрещенном Торой или том, что Тора велит делать, а о “нейтральных” вещах.
Хотя и дана человеку “свобода совершить запрещенное”, она несколько ограничена: еврей по природе своей хочет исполнить волю Всевышнего, поэтому его свобода если не ограничена, то, по крайней мере, подвержена влиянию внутреннего желания “жить правильно”. Иное дело, когда речь идет о поступках похвальных, но не заповеданных Торой. Рамбам говорит об этом: “никто не принуждает его, никто не решает за него”.
Не следует воспринимать свободу выбора как безусловную данность, она – великий дар Всевышнего и, по сути, великое чудо. Человек, как и все сотворенное, находится в полной власти Творца – и при этом свободен в своих поступках. Более того, всю свою “жизненность” (энергию, силы, способности) человек постоянно получает от Творца. Может ли быть чудо больше этого?
Человеку даны особые силы “избрать добро”. Всевышний мог навязать человеку Свою волю, но дал ему свободу выбора. Более того, Всевышний мог дать свободу выбора, но разделить все на веленное и запретное,- но Он оставил между черным и белым “серое” – поле в котором Он не говорит человеку, как поступить. Более того, он дал человеку силы и возможность совершать выбор вопреки природным, животным наклонностям и страстям. Всевышний, Который может сделать с человеком все, что пожелает, не принуждает человека ни к чему. А человек, силы которого так ограничены, может принудить себя, может совершить выбор вне всякого внешнего влияния.
Может ли быть большее чудо? Оказывается, да. Свобода выбора и опция “выбрать добро” основаны не на “твердости характера” или иных ресурсах самого человека, но на особых силах, которые дает для этого Творец. И, поскольку речь идет не о наших, а о Его силах – источник этот неисчерпаем.
Сокращенное изложение р-на А.Фейгина
Источник: https://ru.chabad.org