Прекрасно солнечная, наполненная оливковыми плантациями и туристами Андалусия хранит сокровища, сокрытые от глаз рядовых путешественников.
И только ищущий обретает…
И представьте себе, едете вы по Андалусии, вдруг на въезде в городок Лусена указатель «Еврейское кладбище». Внутри крик: «Мы не можем проехать мимо!» И в ответ на него бархатный голос прекрасного гида Рафи Касимова: «А сейчас мы с вами посетим еврейское кладбище!»
С этого началось мое знакомство со светлым городком Лусеной. “Городом – убежищем”. “Жемчужиной Сфарада”. “Городом евреев”.
Города этого нет на туристической карте, но для еврейской истории он имеет громадное значение.
Для тех, кто не интересуется еврейской историей, все банально: город основан римлянами, сегодня в нём около 40 000 населения. Известен он производством бренди, спичек, мебели и керамики. Местными достопримечательностями являются замок (в нем городской исторический музей), церковь Сан-Матео (построенная в XVI-XVIII вв. на месте синагоги), церковь Сан-Августин, христианская святыня Нуестра Сеньора де Арасели и другие. Как и в других городах Андалусии в Лусене есть свои религиозные праздники и фестиваль джаза.
А теперь самое главное – про еврейскую историю Лусены.
Историк Авраам бен Дауд утверждал, что Лусена была основана в период Навуходоносора. Дон Ицхак Абрабанель связывал происхождение названия с библейским городом Луз. Сохранилась также легенда, что Ной после потопа обосновался здесь.
В любом случае нам известно, что с IX по XII век город был полностью еврейским, в котором неевреи жили исключительно за пределами крепостной стены. Жители занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслами. И, конечно же, в городе была иешива. И какая!
Невозможно перечислить всех, кто в ней преподавал и всех кто в ней учился. Поэтому я напишу только о самых известных представителях еврейской общины Лусены. В середине IX века Амрам ха-Гаон переписывался с человеком по имени Элеазар бен Самуэль Гурга из Лусены. Ему были присвоены титулы “алуф” и “рош калла”. Что это значит? Титул “алуф” ученый получал практически только за свои уникальные познания и талант в изучении Торы. Этот титул был внутренним титулом иешив. Два раза в год в Элуле и Адаре в Вавилонских академиях собирались мудрецы из разных городов. Эти периоды назывались “ходеш калла”. Первые три недели собрания все занимались изучением трактата Талмуда, объявленного к изучению на предыдущем большом собрании, предыдущим “ходеш калла”. Глава собрания получал титул “рош калла”.
В XI веке в иешиве Лусены преподавали рав Ицхак бен Иехуда ибн Гайят, раби Ицхак Альфаси (РИФ) и рав Йосеф ибн Мигаш. И чем же прославились эти люди? Джоконду не рисовали, опер не писали. Но для евреев главное совсем другое.
Раби Ицхак бар Яаков Альфаси (РИФ) был одним из величайших еврейских законоучителей. Он родился в Алжире, учился в Тунисе, а потом возглавил иешиву в Фесе. Именно под его руководством иешива Феса стала знаменитым центром изучения Торы. В 1088 году его оклеветали, и ему пришлось бежать из Марокко в Лусену. Он был общепризнанным главой поколения. Его ответы на галахические вопросы были собраны в книге Тшувот ха РИФ. Основным трудом РИФа является свод законов на основе Вивилонского Талмуда известный под названием Галахот РИФ. Этот труд РИФа называют Талмуд Катан – Малый Талмуд. Все законоучителя следующих поколений принимали галахические решения на основе этой книги. Рав Йосеф Каро, составитель Шульхан Арух, писал, что в своей работе он “опирался на три столпа закона, на которых держится все здание народа Израиля: на кодексы РИФа, РаМБаМа и РОШа”.
В Лусене у него учились р. Моше ибн Эзра и р. Йехуда ха Леви. Его приемником был рав Йосеф ибн Мигаш. Он руководил прославленной иешивой долгие годы. До нас дошли его комментарии к Талмуду. Но его основным вкладом в историю являются его ученики. Среди лучших был р. Маймон бар Йосеф и его сын р. Моше бен Маймон (Маймонид, РаМБаМ).
В 1006 году Лусена приняла еврейских беженцев, укрывавшихся от погромов в Гранаде.
К концу XI века ситуация накалилась, и евреи Лусены подняли восстание против мусульманских властей. Правитель династии Альморавидов Юсуф ибн Ташфин потребовал, чтобы евреи приняли ислам. Тогда удалось откупиться. Во время альмохадских войн евреи подверглись преследованиям – приняли ислам или уехали. Тогда многие еврейские общины Андалусии прекратили свое существование.
В 1240 году Лусена была завоевана Кастилией. Во время беспорядков 1391 года многие были насильственно крещены или убиты. Еврейская община Лусены прекратила свое существование. Согласно информации, размещенной на городском сайте, уроженцем города равом Авраамом де Лусена была создана первая синагога США. Подтверждений этому я не нашла.
Сегодня из еврейских достопримечательностей в городе показывают церковь Сан- Матео, стоящую на месте разобранной на камни синагоги, рядом с ней из- под земли выглядывают своды иешивы. На раскопки денег пока нет.
Церковь Сан- Сантьяго, построена из камней разобранной синагоги, крещенным евреем. Сделал ли он это от большой любви к властям, или наоборот, потому что тайно соблюдал иудаизм, история умалчивает.
Зал в городском музее посвящен еврейской общине Лусены.
И самое главное – то самое кладбище, которое обнаружили при прокладке дороги в 2010 году. Было обнаружено 346 тел и около 400 могильных плит. Останки были перезахоронены, согласно еврейской религиозной традиции. Возможно, одна из могил – могила РИФа. Это место для молитв и веры в чудеса. Где еще в мире восстанавливают древние еврейские кладбища?!
На центральных улицах и туристических объектах размещены таблички с переводом на иврит. В магазинчике при городском музее продают кошерное испанское вино и керамику с надписями на иврите. На городской карте и мостовых – многочисленные знаки “Сфарад”. Один из жителей города по имени Франциско Лопес-Саламанка потратил тридцать лет жизни на изучение еврейской истории города и написал книгу, правда, пока она существует только на испанском.
Читайте также