“И множество скота было у сынов Реувена и у сынов Гада… и увидели они землю Язэйр и землю Гилад, и вот, место это – место для скота. …И сказали (Моше): …пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение… И сказал Моше: ужели братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?! …И подошли они к нему, и сказали: …мы первыми вооружимся и пойдем пред сынами Израиля… не возвратимся в дома наши, пока не расселятся сыны Израиля, каждый в наделе своем”. (Бэмидбар, 32:1-18)
Эти два колена Израиля хотели жить жизнью пастухов, потому что такой образ деятельности дает возможность для медитативного созерцания. Моше поначалу отверг их предложение, поскольку знал, что, по воле Всевышнего, до наступления мессианской эры мы должны не абстрагироваться от материальности, а напрямую иметь дело с физическим миром – и в случае необходимости даже противостоять ему, – чтобы очистить его и духовно возвысить. Моше согласился, только когда было оговорено, что колена Гада и Реувена сначала помогут своим собратьям овладеть Землей Израиля. Опыт противостояния материальному миру будет гарантией того, что их последующее возвращение к пастушеству не станет бегством от реальности.
Подобно этому, не нужно воспринимать те усилия, которые мы вынуждены затрачивать в мире повседневности – очищая его и возвышая – как досадную трату времени. Наоборот, нужно понимать, что, во-первых, это задача, возложенная на нас Свыше, а во-вторых, в этом гарантия того, что изучение Торы, молитва и исполнение заповедей будут нами совершаться с чистыми и правильными намерениями.