Сойферы – словно ювелиры. Но в отличие от умельцев, которые создают из камней шедевры, сойферы – создают из слов. Их работа очень скрупулёзная и ответственная, требующая внимания и тщательности. Это люди с особым складом ума и характера. Какие они – сойферы – нам рассказал Лейб Артовский, который уже многие годы проверяет святые тексты.
Почему вы выбрали профессию сойфера?
Наша семья сделала тшуву, когда мне было 5 лет. Я учился в хабадской школе, затем в ешиве, потом сдал экзамен на раввина, а после свадьбы прошел дополнительные раввинские экзамены по теме кашрута.
Я всегда хотел все знать и много учился, расширяя кругозор. Чтобы познать что-то по-настоящему, нужно упорно заниматься, практиковаться и быть усердным. У меня было желание учить сафрут, как часть Торы, которую каждый еврей должен знать. Но, чтобы знать что-то хорошо, нужно этим заниматься, и так я начал писать мезузы и проверять их.
Вошел во вкус, сдал все необходимые экзамены и регулярно практиковался. Но если честно, тогда я еще не планировал связать свою жизнь с профессией сойфера, но так распорядилась судьба, и теперь я занимаюсь этим в общей сложности уже 9 лет. Я просто понял, что это важно.
Каким образом это стало для вас так важно?
К сожалению, на сегодняшний момент с этим много проблем. Даже в тех местах, где рукописные тексты проверяют несколько раз все равно могут допустить ошибку. Много различных тонкостей, которые очень легко пропустить. Необходимо учитывать каждую букву, каждую точку и черточку. Находятся ошибки даже у в тех предметах, которые купили в хорошем месте и за приличную сумму. Есть много людей, которые вообще не проверяют свои мезузы и тфилины или приобретают их в непроверенном месте, и это большая проблема. Многие из этих вещей некошерные и это, безусловно, неправильно. Мне захотелось помогать людям в исполнении заповедей.
Были те, кто вдохновил вас?
Мой тесть занимается этим уже 40 лет, и он – один из тех людей, которые стали для меня примером. Тогда я жил Израиле в городе Нетания. Там был один уважаемый всеми раввин, сойфер. Я часто бывал у него, примерно 2-3 раза в неделю, в течение трех лет, и всегда много спрашивал и учился у него. Конечно, наше общение дало мне много опыта, и для меня это было очень важно, что у меня была возможность перенять знания у такого уважаемого раввина.
Как вы открыли свой магазин в Москве?
Когда возник вопрос о переезде в Москву, мне предложили этим заняться, и я согласился. У меня было много опыта, и я знал, что в Москве много проблем с проверкой и написанием свитков, никто этим по большому счету серьезно не занимался, а хороших специалистов можно было по пальцам сосчитать. По приезду сюда только мои знакомые, которые знали, что я в этом разбираюсь, отдавали свои веши на проверку. Людей становилось все больше и больше, и раввин Лазар узнав об этом, предложил мне открыть официальный офис от раввината. Слава Б-гу, уже 4 года, мы успешно занимаемся проверкой, открыли магазин и т.д. Во многих других странах только мечтают об этом.
Еврей приходит к нам и может сам увидеть, как открывают его тфилин, как он сделан. Тогда он лучше понимает, что это такое, и это мотивирует на более осознанное исполнение заповеди. Это особенная возможность, которую можно и нужно использовать, это открывает мир и внутреннюю кухню и совсем не стоит денег.
Бывают ли моменты, когда хочется все бросить?
Иногда, мне бывает непросто, и такие мысли посещают. Ведь я все-таки мечтал преподавать и заниматься Торой. Но когда я написал в Игрот Койдеш, Ребе указал мне на софрут. Я понял, что он хочет, чтобы я занимался этим и поэтому не оставил это занятие.
Каждый день я замечаю ошибки в свитках тфилинов и мезуз и оказывается, что многие из них были некошерны. Иногда это маленькая вещь, которую я исправляю, но бывают случаи, когда ошибка, к сожалению, уже не обратима.
Есть тфилины, которые молящийся надевал каждый день на протяжении многих лет, и даже проверял несколько раз, но все равно находятся проблемы. В тот момент, когда хочется все бросить, меня согревает мысль о том, что например, сегодня, благодаря мне, еще пять человек стали надевать кошерный тфилин. Это для меня многого стоит.
Как вы настраиваете себя перед работой?
Сама работа дает мне силу, энергию и мотивацию, потому что когда ты видишь, что нашлась проблема, и ты исправил ее, это всегда воодушевляет и вдохновляет.
А бывают очень дорогие тфилины?
Отличие профессии сойфера от другого материального мира в том, что это сложно назвать прибыльным делом. Можно было бы сделать очень хороший бизнес и изготовить такой тфилин, который стоил бы миллион долларов, но такого нет, почему? Потому что это мицва, а не бизнес. Понятно, что каждый должен иметь доход и, к сожалению, мы не можем делать все бесплатно.
Цена зависит от трех вещей: от свитка, от домика и от ремешка. У нас самый дорогой тфилин стоит 1780 долларов. Если бы хотели, могли сделать еще дороже, но поскольку это мицва, сойферы не берут так много, как хотелось бы. Мы не делаем это для себя, мы делаем это для других
Случалось, что вы помогли кому-то начать соблюдать заповедь тфилин?
Бывает, что евреи обращаются к нам с желанием надевать тфилин, но у них нет возможности его приобрести. Если я вижу, что человек надежный, то я иду навстречу и стараюсь помочь ему на ту сумму, что есть. Бывает, что мы скидываемся и дарим тфилин тем, у кого нечем заплатить вообще.
Хочу обратиться к вашим читателям и сказать, чтобы каждый хорошо проверял свои тфилины и мезузы, особенно это касается тех, кто давно не отдавал их на проверку. Могу сказать, что еврею очень больно и неприятно узнать, что его тфилин был не кошерен после того, как он уже много лет его надевал. Вс-вышний всегда помогает тем, кто старается.
Читайте также