От Большой Бронной до Тверской мы пошли пешком. По дороге я показывал моему гостю широкую улицу и говорил: «Посмотри, как умно сделано! Ещё много лет назад, когда ездили лишь кареты и телеги, руководители Москвы предполагали, что в будущем по этой улице будет оживлённое движение, и заранее спланировали её широкой, с многими полосами движения в каждую сторону! Благодаря им мы, сегодняшние жители Москвы, можем относительно легко двигаться по этой улице».
Мой гость подумал и сказал: «Нет. Эту улицу построили для военных нужд». «Как это?» спросил я. «Видимо, войска выходили на войну от стен Кремля и шли парадным маршем, а по сторонам стояли жители, махали руками, кидали цветы, а оркестр играл победные песни – ещё задолго до реальной победы. Подумайте: ещё никто не знает, вернётся ли он с войны, но оркестр уже играет победные песни. И у солдат возникает мысль: «Мы уже победили! Теперь эту победу нужно лишь реализовать». И они идут побеждать».
Я не знаю, прав ли мой гость с исторической точки зрения или же прав я, об этом нужно спросить историков Москвы. Но для меня его слова стали жизненным уроком.
На этой неделе во вторник, вместе с десятками других евреев из Москвы, Израиля и США, мы приехали в Любавичи, в честь 2 ияра – 185 годовщины со дня рождения ребе Моѓараша, четвёртого ребе Хабада, сына «Цемах Цедека». Моѓараш родился, скончался и похоронен в Любавичах.
После духовной подготовки и написания «пидьон нефеш» мы вошли в оѓель, где Моѓараш покоится возле своего отца, и молились там. Через некоторое время один из молящихся начал петь. Вначале медленно и тихо, но через несколько минут воодушевлённое пение захватило всех. Это был нигун «Лехатхила арибер», нигун ребе Моѓараша.
«Все думают, что если нельзя проползти под преградой, нужно перелезть через неё. А я думаю, что нужно с самого начала идти поверх барьеров. Лехатхила арибер», так говорил ребе Моѓараш. Наш ребе превратил эти слова в жизненный принцип. Согласно ему живут хасиды, согласно ему они идут к цели и к победе. Мы живём так, как будто мы уже победили, и теперь эту победу нужно лишь реализовать.
Вначале надлежит одержать духовную победу, преодолев испытания, которые ставит перед нами злое начало. Нам кажется, что в изучении Торы, в исполнении заповедей и в добрых делах есть трудности – нужно жить так, как будто их нет. И в житейских делах многое кажется нам трудным, многое побуждает отказаться или склонить голову. Нет. Мы должны идти с высоко поднятой головой, поверх барьеров. «Лехатхила арибер».
*
В нашей недельной главе «Мецора» говорится о людях, на коже которых внезапно возникла язва «цараат». Они обращаются к коѓену, чтобы он проверил эту язву и принял меры для очищения. Еврейские мудрецы приводили много причин возникновения загадочной язвы «цараат» и много обоснований того, почему нужно идти не к врачу, а к коѓену. «Кли якар» пишет так: Именно коѓены были знатоками Торы, а также «аншей хесед» – добрыми людьми. К таким людям нужно было идти всем, чтобы учиться у них Торе и правильному поведению. А кто не шёл к коѓенам учиться, был вынужден идти к ним после появления язвы, чтобы его наставили на истинный путь. Связь с праведником, регулярное изучение Торы, постоянные молитвы в синагоге – вот правильный путь, говорит «Кли якар».
В нашей синагоге «Марьина Роща» в течение всего дня проходят регулярные молитвы, утром, днём и вечером можно найти уроки Торы на удобном языке. Двери «Марьиной Рощи» открыты для всех, любой мужчина, любая женщина могут прийти для молитвы, изучения Торы и приобщения к еврейской жизни. Мы идём, чтобы победить, «поверх барьеров». А если мы с самого начала поставим себе цель и скажем, что уже победили – реализовать нашу победу будет легко.
Гут шабес,
Шия
Читайте также