«Проверь, пожалуйста, в «Истории Алтер ребе», что там есть о 15 кислева», – так попросил меня р.Моше Тамарин из синагоги в Малаховке. Это было в начале месяца кислев пять лет назад. Я открыл биографию Алтер ребе, р.Шнеур-Залмана из Ляд, одного из гигантов духа, которых породил еврейский народ в последние столетия, автора «Шулхан арух ѓа-рав» (путеводителя по открытой Торе) и «Тании» (путеводителя по учению хасидизма).
Листая книгу, я дошёл до месяца кислев в последний год жизни Алтер ребе, за месяц до его кончины в 5573 г. Так пишет его внук, «Цемах Цедек»: «В четверг, 15 кислева, после вечерней молитвы и после поста (Алтер ребе постился 15 кислева, будучи членом «хевра кадиша») – мой дед велел выпить «лехаим» за падение врага еврейской веры (Наполеона), ибо его заставили бежать из Москвы».
В России в прошлое воскресенье отметили День матери. Есть в России и другие памятные дни. В еврейском народе принято отмечать свои праздники, свои памятные дни, но один из них практически неизвестен вне узкого круга. Это день «хевра кадиша», день членов похоронных обществ. Эта святая работа, «истинно безвозмездное доброе дело», как называют его наши мудрецы, осуществляется весь год, вне зависимости от дня и времени года. Занимаются этим добровольцы, соблюдая все традиционные обычаи и стараясь действовать с максимальным уважением к усопшему. Один день в году члены «хевра кадиша» собираются на кладбище для поста, молитвы и просьб о прощении у усопших – вдруг случайно им не оказали надлежащего почтения. По истечении дня поста устраивают торжественную трапезу.
Во времена моего детства в Иерусалиме мы очень уважали членов «хевра кадиша», и я старался следить за их работой, к тому же среди них был мой отец. Когда я присоединился к «хевра кадиша» в Москве, я предложил возродить старый обычай «дня хевра кадиша». Рав Лазар обнаружил в истории российских евреев, что в России этот день отмечался 15 кислева. Я заинтересовался, почему это так, и открыл две интересные причины.
- Этот день обычно приходится на декабрь, месяц самых коротких дней, и члены «хевра кадиша» не должны утруждать себя долгим постом.
- Этот день никогда не приходится на шабат, так же как 7 адара – день «хевра кадиша» в Иерусалиме.
Тогда, пять лет назад, с книгой «История Алтер ребе» в руках я продолжил свои исследования и выяснил, что в том году, спустя двести лет после поражения Наполеона в России день 15 кислева снова пришёлся на четверг. А ведь известно, сколько усилий прилагал Алтер ребе ради поражения Наполеона – как своими молитвами, так и посылая своих хасидов для выполнения разведывательных задач. И тут я вспомнил о мемориальном музее «Изба в Филях» – месте, где Кутузов собрал военный совет ради решения вопроса о судьбе Москвы.
Я сел и написал в дирекцию музея длинное письмо на двух страницах. Я описал личность и деятельность Алтер ребе ради поражения Наполеона, описал работу «хевра кадиша» в современной Москве, и обратился в дирекцию с просьбой – и в виде исключения мы получили разрешение провести в мемориальном музее ежегодное собрание «хевра кадиша».
Трудно описать те чувства, с которыми мы, под предводительством рава Лазара, собрались после дня поста в музее в Филях. Прежде всего мы, разумеется, сделали «лехаим» – ровно двести лет спустя того «лехаима», который сделал Алтер ребе в ознаменование поражения Наполеона в России.
В этом году, 205 лет спустя после изгнания Наполеона, члены «хевра кадиша» соберутся в зале торжеств «Европейский» и совместят трапезу окончания традиционного поста и праздник в честь «Нового года хасидизма». Это день, когда Алтер ребе освободился из заключения в Петербурге, и с тех пор этот день стал великим праздником хасидов Хабада и всех хасидов мира, а особенно хасидов в России.
Лехаим, бридер!
Гут шабес
Шия Дайч
Читайте также