Бэлла Раскин – израильский дизайнер интерьеров. С 2006 года она преображает квартиры и дома по всему миру. Бэлла работала в Москве, Берлине, Тель-Авиве и многих других мировых столицах. В этом интервью мы поговорили с ней об эклектике, мотивах этноса в современных московских квартирах и о том, за какими интерьерами будущее.
В последнее время в Москве все больше набирают популярность этнические нотки в обстановке квартир. Что это: мода, способ показать индивидуальность или что-то иное?
Эклектика стала популярной в последние десять лет. Такие интерьеры хорошо передают историю семьи. Даже если ты хочешь сделать ремонт быстро и буквально за три месяца все подобрать, эклектические элементы хорошо работают – используя их, ты получаешь абсолютно живой дом. Кто-то включает в интерьер этнические мотивы после того, как 20 лет ездил по миру, и теперь собирает дома отголоски культур из разных стран. Это все живое, настоящее, с историей, поэтому, конечно, набирает популярность. К тому же хочется уйти от «одинаковости» в интерьере, которая так долго была присуща российским квартирам.
То есть все-таки не мода, а способ выразить индивидуальность, свою историю?
Да. Эклектика – это мода только для тех, кто недавно с этим столкнулся. В принципе, Париж, Нью-Йорк давно живут в этом стиле. Этнический дух там всегда присутствовал.
Как в обычной типовой московской квартире, в современном интерьере воссоздать, например, израильские этнические мотивы? На что обратить внимание?
Мне, в первую очередь, приходят на ум соответствующие фотографии и картины. Что же касается именно израильской эклектики, то тут скорее надо говорить о восточных мотивах в целом. Все-таки Израиль – это Ближний Восток. И если хочется привнести такие нотки, то это, прежде всего, восточные ковры, светильники, металл, стекло и игра цветом. Такой немного турецкий стиль. И, наверное, иудаика, ее элементы. Именно она передаст настроение и религиозные мотивы.
А какие цвета наиболее часто используются в таком восточном интерьере?
Бордо, оливковый, глубокий зеленый, песочный, металл, латунь. На самом деле их очень много, цветовых вариаций тут может быть не меньше ста.
Я знаю, что наиболее близкий к этническому интерьеру тебе удалось воссоздать у себя дома. Такой стиль приедается со временем?
Я всегда придерживаюсь принципа, что все, что делается в интерьере надолго (а сегодня считается, что ремонт делается раз в 7-10 лет в среднем), так вот все, что делается на эти 7-10 лет желательно делать нейтрально. Но при этом понятие «нейтрально» у каждого свое: кто-то комфортно чувствует себя в черных стенах. Кому-то нужны – белые. Эти вещи я тестирую с людьми, как правило.
Все этнические элементы, если человек выбирает для себя именно этнику в обстановке жилья, я бы делала съемными, быстро заменяющимися. Например, возьмем журнальный столик из кованого железа, зеркало интересное, подушки, ткани в нужном стиле, поднос соответствующий поставим, вазу. Очень часто достаточно в гостиной буквально двух-трех объектов, чтобы придать этноса. Если при этом остальное все спокойное. Я бы рекомендовала делать в пропорциях 70 на 30: 70% нейтрального и 30% акцентов этнических. И тогда людям очень комфортно с этим жить. Надоело восточное – убрали, «пришли» в Скандинавию. И так дальше.
Подводя итог. Каковы три главных составляющих правильного этнического интерьера?
Ковры (текстиль вообще). Свет. Арт.
За какими интерьерами будущее, на твой взгляд?
Я вижу сейчас два основных абсолютно полярных направления, противоречащих друг другу: это футуризм, хай-тек, вычищенное пространство, абсолютно чистые поверхности, ничто не мешает глазу, такой почти космос уже. И параллельно очень много людей тянется к сугубо настоящему: дерево, скульптуры, много текстиля, кучи подушек, антиквариат, все такое мягкое, приятное, домашнее. Лично я не очень верю в стиль хай-тек. Мне кажется, он все равно обязан быть уютным. Это направления должны идти параллельно.
Если говорить именно про Израиль, то сейчас в Тель-Авиве очень много делают квартир в стиле 50-60х. Это такой «retro vintage». Конечно, стены при этом остаются без обоев. Хотя в 60-х, безусловно, были обои. Но мебель, цветовая гамма все из тех времен. Людям, в конце концов, хочется чего-то теплого и уютного. При этом нет как такового израильского этнического стиля, мы же это понимаем. Благодаря тому, что израильтяне – люди со всего света, каждый привозит и привносит в интерьер что-то свое. И когда человек к 40-45 годам делает свой второй-третий дом, я замечаю, как он, даже не задумываясь, вносит те элементы, в которых он вырос, историю своей семьи. Это, по сути, и есть основа, фундамент этнического стиля.
Автор: Лера Башей