Кто свят? Отшельник в горах, монах в монастыре или гуру в гараже? Может быть, гадалка с хрустальным шаром или медитирующий йог?
Сегодня люди просто обожают духовность, мистику и Кабаллу. Прекрасно. Я даже сам как-то вел цикл уроков по Кабалле. Иудаизм, безусловно, богат духовным содержанием, и мистическая перспектива помогает нам обрести более глубокое понимание нашей веры. Но как в Иудаизме определяется понятие “святости”? Должен ли человек быть мистиком, чтобы быть святым?
Глава Торы “Кдошим” (Ваикра 19:1-20:27) начинается с повеления: “Святы будьте!” Затем речь заходит о целом ряде законов от религиозных до этических – уважать родителей и старших, помогать бедным, честно вести бизнес, соблюдать Шабат, не поклоняться идолам, знаменитое “возлюби ближнего”, не мстить, не вступать в запрещенные отношения – то есть, множество вещей, далеко не все из которых ассоциируются с духовностью.
Так что из этой главы становится совершенно ясно, что, несмотря на то, что мы, безусловно, верим в духовную составляющую Иудаизма, дорога к святости не такая уж бесплотная и трансцендентная, а наоборот практическая и прагматичная. Святость нужно искать в повседневных вещах, которые мы делаем или не делаем, а не в мантрах и метафизике. Самоконтроль, дисциплина, честность, порядочность – это те вещи, которые ведут нас к святости. Вам не нужен гуру с гитарой, спиритические сеансы, воскурения и даже длинные робы. Нужно цу зайн а менч – быть человеком, контролировать свои желания и вести себя правильно. И это, в противовес всякой потусторонней ерунде, и есть то, что составляет святость.
По большому счету, Тора говорит нам быть не такими, как люди вокруг нас. Будь то египтяне и ханаанейцы древности или гедонисты и сенсуалисты дня сегодняшнего, послание остается прежним. Святость значит отличительность. Еврей должен идти своим путем. И не имеет значения, что делает весь остальной мир.
Наша отличительность выражается во многих вещах. Та же глава Торы, что напоминает нам о соблюдении Шабата, также предупреждает нас о том, как правильно взвешивать и замерять товары в наших магазинах, не обманывать, вовремя платить нашим работникам и не сплетничать. Та же глава, что провозглашает “Возлюби ближнего, как самого себя”, также предостерегает нас от вступления во всевозможные интимные связи – с невестками, родственниками, чужими женами, и людьми своего пола.
Да, я думаю, что есть предостаточно святости в том, что молодая пара, практикуя самоконтроль, терпеливо ждет своей свадьбы, чтобы выразить свою любовь друг к другу. Это демонстрирует характер и благородство, и я не сомневаюсь, они подтвердят, что ожидание стоило того. Да, я думаю, что супруги, прилагающие усилия к сохранению своего брака и совместной семейной жизни, даже если это порой бывает сложно, ведут себя высокодуховно. И это тоже свято.
Я отнюдь не собираюсь высмеивать святых людей и чудотворцев. Я сам во многое верю. Но перед тем как бежать к целителям веры и покупать красные ниточки и святую воду, возможно нам нужно проконсультироваться с Торой и начать с основ иудаизма. Давайте жить с честностью, прямотой, уважением, порядочностью, достоинством и дисциплиной. И тогда мы будем святы.
Перевод Анны Каллер