Тридцать четыре века тому назад отец египетской нации дрогнувшим голосом обратился к своему народу. Заголовки папирусных передовиц, будь они тогда напечатаны, выглядели бы примерно вот так:
И в переводе с упрощенного древне-египетского на сермяжно-русский это означало бы: “евреи, евреи, кругом одни евреи.”
Написано в Торе: “И сказал фараон народу своему: “Вот! Народ сынов Израиля стал многочисленнее и сильнее нас!..” И это не просто кликушество облеченного абсолютной властью антисемита. Сама же Тора свидетельствует в предшествующих строчках: “А сыны Израиля… стали чрезвычайно многочисленны и сильны, и наполнилась ими страна”.
Эти слова толкуются мудрецами Талмуда: “и наполнились ими театры и стадионы”. Что означают эти понятия времен эпохи расцвета римской культуры в приложении к быту и культуре древнейшего Египта, мне сказать трудно, но в приложении к нашему времени они означают… ну, во-первых, то же самое – театры и стадионы. Да плюс к тому еще и артистические тусовки, политические движения всех толков, научные кружки, религиозные секты, антирелигиозные лектории, лиги защиты кактусов… В общем, кругом одни евреи! Свободное общество, чего ж вы хотите…
То, что евреи кругом – это, конечно, хорошо. Но то, что еврейство – за пределами круга их интересов, это плохо.
И не случайно духовный плен свободы быть как все повлек за собой физическое рабство. Когда евреи стараются быть больше египтянами, чем сами египтяне, те тут же замечают, что ба! кругом одни евреи! И окружают евреев стенами гетто…
Угроза, которой евреи подверглись во время вавилонского изгнания, которая повторилась затем во время греческого изгнания (духовного изгнания на своей собственной земле) и которую сейчас переживаем мы – угроза ассимиляции – впервые возникла во время нашего первого, египетского изгнания.
Евреи пришли в Египет еще не как Народ Торы, но уже как Сыны Израиля, и хранили память о Праотцах и о Том, Кто заключил с ними союз и обещал отдать в удел Святую Землю. Евреям было что терять. И, к сожалению, многие из них были готовы этим поступиться…
Сказал Всевышний устами пророка: “Подобно дням исхода твоего из Египта, явлю чудеса”. Нынешнее, последнее изгнание подобно изгнанию первому. И мы повторяем те же ошибки. Но пусть, несмотря ни на что, Всевышний явит нам чудеса. И пусть Он даст всем нам увидеть и понять, в чем заключается наша истинная свобода. Ведь праздник Песах – это не день «поминовения» случившегося некогда Исхода. В каждом поколении человек должен ощущать себя выходящим из Египта. То есть, в пасхальную ночь мы не отмечаем, а переживаем и осмысливаем Исход. Свой личный исход. Откуда? На Священном языке слово Египет (Мицраим) означает «теснины», «границы», «ограничения». Поэтому, слово Исход приобретает вневременное и индивидуальное значение: пробуждение души от сна повседневности, побег характера из тюрьмы дурных привычек, освобождение разума от оков материализма. И Песах – это время, когда свыше нам даются дополнительные силы, чтобы вырваться из этого личного изгнания.
Всевышний не случайно сделал так, чтобы пора Исхода из Египта пришлась на весну, когда все вокруг, кажется, выходит на свободу: удлиняется день, поедая ночь, природа пробуждается и реки освобождаются от ледяных оков и бегут как-то веселее. Чтобы ни зимний холод, ни летняя жара не были помехой выходу евреев из рабства. Так сказать, на свободу – с чистой совестью и в подходящий сезон.
А если вы скажете, что в любой сезон трудно найти еврея, которому было бы ни холодно ни жарко, которого бы ничто не волновало, и который был бы всем доволен – сезоном, погодой, горечью хрена, толщиной мацы – так я вам скажу: вот то-то и оно! Ведь неравнодушие – это главное условие Исхода.
Автор: Р-н Эли Коган
Предоставлено журналом “5-е Измерение“