Семнадцатое Тамуза – это день поста, с которого начинаются так называемые “Три Недели Траура”, завершающиеся другим постом – Тиша-бе-Ав – 9 Ава (в 2024 году – 23 июля).
Три траурные недели – от 17 Тамуза до 9 Ава – отмечены особыми обычаями:
1) В эти дни не устраивают свадьбы. Разрешено совершать помолвки и устраивать по этому поводу трапезы, но только до 1 Ава.
2) Не слушают музыку и не играют на музыкальных инструментах. Еврей-музыкант ради заработка имеет право играть для неевреев – до 1 Ава.
3) Начиная с 1 Ава, не едят мяса и не пьют вина. Исключение составляют субботние трапезы и трапезы, которые устраивают в честь исполнения заповеди.
4) Не произносят благословения “Шеэхеяну” (специальное благословение для особых радостных событий) даже в субботу, поэтому не покупают и не надевают новую одежду и обувь.
5) Не стригутся сами и не стригут кого-либо, даже маленьких детей.
6) В последнюю перед 9 Ава неделю не стригут ногти. Однако это разрешено женщине, которая готовится к посещению миквы, и моэлю перед совершением обрезания.
7) В течение всех этих дней не бьют детей, даже за тяжелый проступок.
С началом месяца Ав вступают в силу дополнительные ограничения. В эти дни не строят зданий, предназначаемых для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости. Не переезжают на новую квартиру. Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться, чтобы суд отложили до окончания месяца Ав или, в крайнем случае, до 11 Ава.
С 1 по 9 Ава не едят мясо и даже блюда, приготовленные на мясном соусе или бульоне. Тот, кому необходимо есть мясо по состоянию здоровья (например, роженицы), все же должен отказаться от этого, по крайней мере, начиная с 7 Ава.
С 1 по 9 Ава не стирают одежду и не надевают чистую, пусть и выстиранную заранее (в честь субботы разрешается переодеться в чистое белье и праздничную одежду). Не покупают и не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея.
В эти дни не моются даже холодной водой. Тому, кто в течение всего года моется ежедневно, разрешается мыться и в эти дни – даже горячей водой и с мылом.
В течение трех недель между 17 Тамуза и 9 Ава принято, в дополнение к обычным ежедневным урокам изучения Торы, изучать также книги, описывающие Иерусалимский Храм: главы 40-43 из книги пророка Йехезкеля, трактат Мишны “Мидот” и главу “Законы о Храме” из кодекса “Мишнэ Тора” Рамбама.
Этот обычай имеет глубокий внутренний смысл: восстанавливая Храм в душе, мысленно строя его заново, изучая мельчайшие подробности его внутреннего устройства и внешнего вида, мы тем самым приближаем его реальное восстановление.
Кроме того, читая о Храме, мы начинаем острее чувствовать ненормальность нашего нынешнего положения, думать о приходе Машиаха как о нашей главной потребности и единственном выходе.
Принято в период между 1 и 9 Ава заканчивать изучение какого-либо трактата Талмуда. В честь этого события (сиюм) устраивают трапезу.
Девятое Ава
Девятое Ава – вершина трехнедельного траура. Пост продолжается сутки с лишним: начинается не с утра, а с заходом солнца накануне, и завершается с выходом звезд на следующий день. В этот день запрещено как есть, так и пить. Накануне, до захода солнца, устраивают последнюю перед постом трапезу: сидя на низких скамейках, едят хлеб и – в знак траура – слегка посыпанное пеплом крутое яйцо.
В синагогах – полумрак и необычная тишина, потому что в этот день все говорят вполголоса, как разговаривают в доме, где лежит покойник. Снят занавес с ковчега, в котором хранятся свитки Торы, люди не приветствуют друг друга, не пожимают рук, не улыбаются. После вечерней молитвы они садятся на низкие скамейки или на пол и слушают горестную песнь о Иерусалиме из книги “Эйха” (Плач Иеремии), а затем читают поэтические отрывки из “Кинот”, полные скорби о разрушении Храма и бедствиях, постигших после этого наш народ.
Запреты дня 9 Ава особенно строги. В этот день не умываются, а утром моют только пальцы и протирают ими глаза. Нельзя смеяться, веселиться, надевать кожаную обувь. Запрещена супружеская близость. Утреннюю молитву совершают без талеса и тфиллин, как делают, если мертвый еще не похоронен, ибо талес и тфиллин – символ красоты и великолепия. Их надевают лишь во время предвечерней молитвы Минха.
После утренней молитвы снова читают “Кинот”. В течение дня изучают книги “Иов” и “Эйха” и те места в Талмуде, где рассказывается о разрушении Иерусалима. До полудня не сидят на стульях – лишь на низких скамейках. С появлением звезд пост заканчивается.
Источник: https://ru.chabad.org