Царь Николай Первый любовью к евреям, как известно, не страдал. Помимо знаменитого рекрутского указа и закона о черте оседлости издал он – ни много, ни мало – около шестисот правительственных указов о евреях. Сердцу его было неспокойно даже от внешнего вида еврейских подданных. Традиционная одежда, по мнению его величества, выглядела отталкивающе, и эту самую традиционную одежду решили искоренить.
Очередной указ не заставил себя долго ждать: категорически запрещалось ношение штраймлов (черная бархатная ермолка, отороченная лисьим или соболиным мехом). Но раз уж традиция велит ходить с покрытой головой (против этого государь как раз не возражал), каждому взрослому еврею вменялось в обязанность покрывать голову картузом – и непременно с большим козырьком.
Хасиды третьего Любавичского Ребе (Цемах-Цедека), узнав об указе, крепко призадумались. Можно было, конечно, просто взбунтоваться и продолжать ношение недозволенных штраймлов. Но приученные везде и во всем видеть Б-жественную десницу, хасиды знали, что ни один указ на земле не подписывается, не будучи утвержденным Свыше. Что же означало это странное постановление на духовном уровне – и почему непременно с козырьком? Поразмыслив, хасиды пришли к выводу, что хотя ношение головного убора остается в силе, даже в исполнении этой заповеди евреев хотят ограничить! Отсюда – козырек, который мешает видеть небо и не позволяет следовать словам Торы: “Подними глаза свои ввысь и посмотри, Кто сотворил все это”. Указ исходил от земного царя, а это означало, что инициировал его Высший Владыка – с целью испытания. “Раз так, – подумали хасиды, – то тогда и горевать не о чем! От Всевышнего зла быть не может. Наверняка найдется какой-то выход из положения”.
И выход нашелся. Надев угодные царю картузы, хасиды… дружно развернули их на 180 градусов. Кто по часовой стрелке, кто – против. Ненавистный козырек красовался теперь над затылком и абсолютно не мешал обозревать окрестности и “поднимать глаза ввысь”. Волки оказались сыты, а овцы – целы. И главное – не был нарушен правительственный указ…
***
Трехнедельный период – от 17 Тамуза до 9 Ава – не самый радужный в еврейской летописи. В эти дни, в 422 году до н.э. был разрушен Первый Иерусалимский Храм, а в 69 году н.э. – Второй. Оба Храма простояли почти одинаковое число лет (410 и 420 соответственно) и были уничтожены в один и тот же день – 9 Ава. Первый – вавилонским царем Невухаднецером, Второй – римлянами. С тех пор три недели между 17 Тамуза и 9 Ава известны в еврейском календаре как “Три недели скорби”.
Казалось бы, случилось это давно – погоревали и достаточно! Но Храма нет, еврейский народ в изгнании, и значит – не утихают боль и горечь. Отсюда – ряд ограничений, которые установили наши мудрецы и которых мы придерживаемся в эти дни: не устраиваем свадеб, не слушаем музыку, первые девять дней месяца Менахем-Ав исключаем из своего меню вина и мясные блюда. Кульминация трехнедельного периода – тяжелый, изнурительный пост Девятого Ава.
Веселого мало. И все же, будучи евреями, мы должны, как в той истории о “шапочном указе” царя Николая задуматься – а почему непременно “с козырьком”? Зачем столько ограничений? Ведь настрадались достаточно и без этого! А выход из создавшегося положения прост – нужно лишь “повернуть козырек”!..
В 5736 (1976) г. Ребе решил внести в трехнедельный период скорби немного мажора. “В период Трех недель, – cказал он в одной из бесед, – следует увеличить пожертвования и особое внимание уделить изучению тех разделов Торы, которые говорят о грядущем Освобождении и о Храме. В силу этого исполнится обещание Всевышнего: “Я зачту это, как если бы вы в самом деле занимались строительством Храма.” Тогда мы обязательно удостоимся увидеть Храм, отстроенный Мошиахом, и наступит настоящее и полное Освобождение!” Ребе не ограничился лишь общим призывом к действию, но перечислил по пунктам, на какие именно разделы Торы следует обратить внимание: главы 40-43 из книги пророка Йехезкеля, описывающие Третий Храм, трактаты Мишны “Мидот” и “Тамид”, а также “Законы о Храме” из труда Рамбама “Мишнэ-Тора”.
Указанию Ребе последовали тысячи евреев по всему миру, а затем – с течением времени – присоединились и продолжают присоединяться еще тысячи. И хотя трехнедельные ограничения пока еще в силе, и не можем мы в полной мере веселиться в эти дни, мы все же можем с полной отдачей и усердием изучать законы Храма, беседы Ребе, посвященные эпохе Освобождения и Мошиаха, жить этой эпохой. И самое главное – не жалея сил искоренять и выкорчевывать из своих сердец остатки взаимной злобы, ненависти и вражды. Известно ведь, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной вражды между евреями, а Третий будет отстроен благодаря беспричинной, ничем не обусловленной любви по отношению друг к другу.
Итак, козырьки – кругом!
Эли Элкин