От Москвы до Астрахани чуть более двух часов полета. Там я еще не бывал, но чувствую себя в некотором роде соседом. Это потому, что во время каждого визита раввина Астрахани, шалиаха р. Исраэля Меламеда, в Москву, он садится для молитвы и учебы в центральной синагоге «Марьина Роща» рядом со мной и рассказывает мне о развитии общины. Чтобы понять подробности одного из его рассказа, я обратился к раввину Йосефу Ицхаку Айзенбаху, руководителю отдела кашрута в «Цеирей Хабад» (этот человек заслуживает отдельного рассказа):
«Несколько месяцев назад нам в Израиле позвонил новый репатриант из России. Он увидел нашу социальную рекламу о кашерной кухне и связался с нами, чтобы узнать, как это сделать. Как и в каждом таком телефонном разговоре (а мы получаем более 4 тысяч таких звонков каждый год), мы объяснили ему основное, и он попросил нас приехать к нему домой. Мы приехали, через час кухня была кошерной. Вот полки для мясной посуды, вот полки для молочной посуды, вот полка для посуды парве. Мы выполнили одно из указаний Ребе – сделали кашерную кухню…»
Я прерываю р. Айзенбаха и деликатно спрашиваю его: «Ведь семья на данный момент не покупает только кошерные продукты. Какая польза от всех ваших усилий, если через короткое время кухня снова может стать некошерной из-за купленных некошерных продуктов?» Рав Айзенбах улыбается, это слышно даже по телефону: «Один из раввинов выдвигал на встрече с Ребе тот же аргумент. Ребе ответил ему, что если сделать кухню в семье кошерной, семья будет стремиться покупать кошерную еду – чтобы работа не пропала.
Так вот, оказалось, что новый репатриант оставил в Астрахани свою большую квартиру, чтобы приезжать туда в отпуск. Этим летом он поехал туда с семьей, связался с шалиахом р. Исраэлем Меламедом и попросил его откашеровать кухню и в этом доме. И посмотрите, насколько Ребе был прав», – продолжает р. Айзенбах: «Он заказал через р. Меламеда десятки килограммов кошерного мяса для семьи и гостей!»
Читайте также