7 мая КЛУБ ДРУЗЕЙ БИБЛИОТЕКИ «Памяти Владимира Высоцкого» Документальная трилогия. Фильм 2-й «Сказка о любви» Режиссер — Петр Солдатенков В фильме участвуют известные друзья Высоцкого, его родные и близкие: родители, жена – французская кинозвезда Марина Влади, театральный режиссер Юрий Любимов, писатель Артур Макаров, актер Леонид Филатов, Людмила Абрамова – мать детей Владимира Семеновича, его сын – Никита Высоцкий, московский врач-реаниматолог Леонид Сульповар. О творчестве поэта размышляют ученые-социологи из Петербурга, поэт и музыкант Юрий Шевчук, бывший актер, а ныне священник – протоиерей Константин Смирнов. Этот своеобразный киноальманах был создан в 1998 году и посвящен 60-летию со дня рождения поэта, певца и актера Владимира Семеновича Высоцкого. В основе фильма – киноматериалы и видеосъемки из личного архива режиссера, охватывающие период с 1978 по 1998 годы, в том числе – снятые при жизни Владимира Высоцкого концерты с его участием, интервью, сцены из спектакля "Гамлет", съемки похорон Высоцкого в Москве 28 июля 1980 года. В новой редакции использованы эпизоды из прежних фильмов режиссера – "Я не люблю" (Свердловская киностудия, 1989 год) и "Post Scriptum" (Ленфильм – "ФКЛ", 1990 год), а также видеокопии съемок Высоцкого в 1974-1979 годах, предоставленные коллегами из Германии, Мексики, Венгрии, Болгарии, Австрии и Италии. Пётр Яковлевич Солдатенков (27 апреля 1951, Челябинск) — кинематографист, член Союза кинематографистов России. Занимался фотографией, в качестве фотокорреспондента сотрудничал с областными газетами. С 1971 года, после службы в армии, работал кинооператором на Челябинской студии телевидения. В 1976 году поступил в мастерскую режиссуры документального фильма Всесоюзного Государственного института кинематографии. Программу представляет Яна Глезина
8 мая
ЕВРЕИ В КИНО
Знаменитый фильм о войне выдающегося кинорежиссера Семена Арановича
«Летняя поездка к морю»
Картина снята в жесткой документальной манере. Летом 1942 года из Архангельска на острова Новой Земли отправляется экспедиция школьников, чтобы оборудовать продовольственные базы для потерпевших бедствие моряков. Неожиданно на острове появляются фашисты.
Семен Давидович Аранович родился 23 июля 1934 года. В 1955-м году окончил Высшее военно-морское авиационное училище. Служил в северной военно-морской авиации. В 1965 году окончил ВГИК (мастерская Романа Кармена).
В 1965—1970 гг работал на ЛСДФ и киностудии «Леннаучфильм» режиссёром кинодокументалистом. В 1965 снял свою первую работу «Время которое всегда с нами».
С 1971 года работал в жанре игрового художественного кино на киностудии «Ленфильм», поставив первый фильм «Красный дипломат». Впоследствии во многих своих картинах он мастерски использовал вставку документальных кадров в игровые фильмы и съёмку под «документальное» кино. Большой творческой удачей режиссёра стала картина «Торпедоносцы» (1983). Несмотря на то, что в создании картины принял участие опальный Алексей Герман, ленту с минимальной цензурной правкой удалось донести до экранов. Картина стала одной из наиболее известных и пронзительных лент посвящённых войне.
С 1991 г Аранович художественный руководитель ТО «Кинодокумент». В 1992—1995 гг. председатель правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга. С конца 1980-х годов он опять вернулся к жанру документального кино. Семёна Арановича особенно интересовала роль личности в истории и искусстве, опыт документального исследования биографии знаменитых людей.
С 1992 г. руководил мастерской режиссуры художественного и документального кино. Возглавлял кафедру киноискусства факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Народный артист России (1994)[1].
Семён Аранович умер 8 сентября 1996 г. после тяжёлой болезни в Гамбурге.
О творчестве
Аранович был на удивление сыном своего времени. Его биография — и личная, и художественная — оказалась необычайно тесно связана с событиями в жизни страны. Пацан послевоенной поры — он был увлечен военной романтикой, и выбрал одну из самых романтических военных профессий. Типичный «шестидесятник», «продукт оттепели», он в документальном кино выразил вполне романтическую идею высокой и трагической судьбы интеллигента, художника в стране, где «поэт — больше, чем поэт». И платил за эту идею десятилетиями «полочного» забвения самых любимых картин. В своих вершинных игровых фильмах он был одним из первых режиссёров, создававших новую эстетику, и, если угодно, новое мировоззрение — скрытую художественную оппозицию режиму, выражавшуюся прежде всего в осознании непреходящей ценности каждой человеческой личности и судьбы. Пережил смерть ближайших и любимых друзей — Ильи Авербаха и оператора Валерия Федосова. В пору перестроечной эйфории он оказался одним из немногих, кто в кино стремился размышлять о дне минувшем и дне сегодняшнем, а не биться в обличительном экстазе. В эпоху, когда художники «рванули в начальники», — не избежал соблазнов и разочарований. Он разделил с российским кинематографом 90-х трагедию несбывшихся ожидании, трагедию художника, «не вписавшегося в рынок». И, пройдя со своей страной всё, что выпало на долю человеку его поколения, умер на чужбине, повторив судьбу многих великих соотечественников…
Фильм представляет известный киновед Александр Шпагин
Ведущий — заслуженный деятель искусств России Григорий Кантор
14 мая
КЛУБ ДРУЗЕЙ БИБЛИОТЕКИ
Документальная драма «Тетрадь из сожженного гетто»
Автор дневников — Тамара Ростовская
Автор сценария и режиссер — Евгений Цымбал
Фильм поставлен по одноименной книге Тамары Ростовской и очерку ее брата Виктора Лазерсона. Это история девочки – узницы Каунасского гетто, чудом выжившей в адском огне Холокоста. Тамара вела дневник, который частично сохранился, но до 2011 года никогда не публиковался в СССР и России.
Евгений Цымбал – дважды обладатель Российской национальной кинематографической премии «Ника», премии Британской академии кино и телевидения. Режиссер художественных фильмов «Защитник Седов», «Повесть непогашенной луны», документальных фильмов «Сны Сталкера», «Дзига и его братья», «Обыкновенный большевизм», «Зощенко и Олеша» и других.
«Сегодня, – считает режиссер, – заметна тенденция сглаживать, убирать шоковые моменты истории, чтобы, дескать, не возбуждать ненависть между народами. Но в показе истории надо быть честными. Что касается Холокоста, то здесь никаких оттенков быть не может. Тогда в Германии восторжествовало абсолютное зло, методичное, запланированное, превосходно организованное. Уничтожали людей только за то, что они имели несчастье родиться евреями…»
Тамара РОСТОВСКАЯ, Хайфа
Посвящается: моим родителям Регине и Владимиру Лазерсонам и брату Рудольфу, погибшим от рук фашистских палачей в 1941-1945 годах.
ОТ АВТОРА
Читатель, ты держишь в руках дневник девочки-подростка. Эта книга не предназначалась ни для одного читателя в мире.
Дневник этот – крик души девочки, на долю которой нежданно обрушилось столько несправедливых ударов судьбы, что вынести их, не сойдя с ума, казалось просто немыслимым.
Этой девочкой была я, Тамара Ростовская (Лазерсонайте), узница Каунасского гетто, дожившая до сегодняшнего дня.
Все записи вела только для себя, не думая о публикации, однако в наши дни, когда все чаще раздаются голоса, отрицающие Холокост, молчать становится невозможно.
Дневник служил мне как бы "громоотводом" и успокаивал душу. Рядом всегда был друг – верный, преданный, безмолвный. Но лишь стоило моей руке прикоснуться к нему, и он становился неузнаваем: он плакал и радовался, молил о пощаде и проклинал. А когда становилось совсем невмоготу, он утешал меня, доказывая, что были времена и похуже.
КАК ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ ЭТОТ ДНЕВНИК?
Согласно приказу от 27 июля, евреи Каунаса были насильственно переселены из своих домов в гетто, которое оккупационные власти совместно с литовскими националистами учредили в загородном районе Каунаса Вилиямполе (Слободка). От города этот район отделяла река Вилия (по-литовски – Нерис). Переселялись в гетто на подводах.
Моя семья была вынуждена фиктивно обменять принадлежавшую нам виллу, расположенную на ул. Видуно, 31, на 4-комнатный деревянный дом по ул. Гриняус, 7. Сначала в распоряжении семьи был весь этот дом, но постепенно нас стали уплотнять, и в конце концов оставили одну комнатку с кухней.
Примерно в это время отец, профессор психологии Вильнюсского университета, сказал брату Виктору: "Пиши дневник. Мы живем в интересное историческое время", и брат стал писать. Будучи моложе его на два года, я всегда старалась не отставать ни в чем. Я начала вести дневник в июле 1941 года и вела его до 13 сентября 1942 г. К сожалению, эти записи утеряны. Горько сетовал по этому поводу директор музея "Лохамей а-гетаот" Цви Шнер, ибо записей столь юного автора (12 лет) ему не доводилось читать. Где взять в гетто толстую тетрадь? Увы, несчастье помогло. Наши друзья, семья Румшиских пытались убежать из гетто. Они достали фальшивые документы на имя караимов. (Караимов немцы не трогали). Но Румшиских схватило гестапо, откуда они живыми уже не вышли. Узнав о случившемся, мы пошли к ним на квартиру, где все было перевернуто вверх дном. На полу валялась толстая тетрадь. Это были записи по авиамоделизму их сына Цезаря. В тетради было много пустых страниц, и я воспользовалась этим, начав вести дневник.
После моего побега из гетто (7.04.44) брат Витя положил наши дневники в жестяную коробку и закопал под окнами дома. Когда части Красной армии подошли к Каунасу, гетто было сожжено и найти это место было трудно – не осталось ни дома, ни окон. Но брату удалось выкопать коробку.
Когда мы впервые встретились после освобождения, он вручил мне дневник. Я продолжала вести записи до конца 1946 г. С того времени я больше никогда не расставалась со своей тетрадью, исключая те несколько лет, когда я одолжила ее Вашингтонскому музею Холокоста в качестве экспоната выставки «Скрытая история Каунасского гетто».
Программу представляет Яна Глезина
21 мая
ШЕДЕВРЫ РОССИЙСКОГО КИНО
Фильм-мелодрама великого российского кинорежиссера Петра Тодоровского
«Городской романс»
В ролях—Зиновий Гердт, Евгений Киндинов, Мария Соломина
Маша и Женя встретились в огромном городе и полюбили друг друга. Он — врач-рентгенолог, она — студентка педучилища. Совместная жизнь только укрепила любовь Маши, но вызвала растерянность Жени. Он оказался не готов к «потере свободы».
Почувствовав это, Маша нашла в себе силы уйти и постараться забыть свою любовь. Но теперь Женя понял, что он теряет, может быть, самое главное в своей жизни…
Видимо, должно пройти ещё какое-то время, чтобы Маша и Женя поняли, что жить друг без друга не смогут: ведь их любовь настоящая…
Тодоровский Петр Ефимович
Режиссёр, сценарист, актёр, оператор, композитор.
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967).
Народный артист РСФСР (1985).
Родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец, Кировоградская область, Украина.
Учился в Саратовском пехотном училище, окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Бориса Волчека).
Режиссёр принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Владимира Басова, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была война, пехотное училище, фронт, три года в армии после Победы. В кино начинал как оператор. Многим своим сверстникам режиссёрам помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Фёдора». Затем самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать «свое кино».
И тут в нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссёра. И сразу определилось творческого лица необщее выражение: лиризм, мягкий юмор, смех, оттенённый печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино.
Это могла быть лирическая комедия — «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама — «Последняя жертва». Могла быть грустная притча — «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссёрскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда.
С особой силой звучит его авторский голос в фильмах, обращённых к судьбе военного поколения. Они настолько же отображают биографию многих других, насколько и его собственную. Таким был его режиссёрский дебют, фильм 1960-х годов «Верность», который сегодня он сам сурово называет «детским лепетом». Действительно, в 1980-е и 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали цензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссёр. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу оплаченную такой невыносимой ценой. Оккупировав Европу, их силами; цинично презрев свои обязательства перед миллионами военнопленных и инвалидов. Но нравственно победу у лучших из них украсть не смогли. Она вошла в их дух, плоть, кровь. Благодаря Марлену Хуциеву, экран запечатлел и сохранил образ одного из них — Петра Тодоровского («Был месяц май»).
1940-е — начало 1950-х наша недалёкая, но всё более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Петра Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983) — «Анкор, ещё анкор» (1992) — «Какая чудная игра» (1995) — мы заново переживаем её. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни — здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить.
А судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына.
Призы и награды
Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985 гг.).
Орден Отечественной войны II степени (1945 г.).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (31 декабря 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000) — за большой личный вклад в развитие киноискусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 1995) — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества). Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»).
Фильм представляет известный киновед Александр Шпагин
Ведущий — заслуженный деятель искусств России Григорий Кантор
По материалам из интернета
L
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 16 дней
до 10 Кислева -
24 Хешвана
578525 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Кинорепертуар мая
28 апреля 2012 / Главная