В самом сердце Старого города Иерусалима есть древняя синагога, окружённая легендами и наполненная атмосферой святости. Каждый раз, когда я иду молиться к Западной стене через Старый город, я с радостью вспоминаю эту синагогу.
Я не удостоился жить в Старом городе, как мой покойный дед, и не знаю подробно все его синагоги. А мой дед и его отец родились, учились и молились в Старом городе. Но в той синагоге, о которой идёт речь, я иногда учился. В детстве я был активным ребёнком и пережил много приключений, более или менее радостных, приключений телесных и ещё больше – духовных. Приятнее всего мне вспоминать о том, как я учился с моим отцом. Эти воспоминания всегда со мной.
Совместная учёба отца и сына примечательна многим, а такой мудрый человек, как мой отец, может сделать её незабываемым переживанием, полным радости. С тех пор всякий раз, когда я прохожу мимо тех мест, где мы с отцом учились, я вспоминаю об этом и думаю, что благодаря тем моментам я уделяю больше внимания воспитанию своих детей.
Алтер ребе пишет в «Ликутей Тора», что Тора уподоблена хлебу. Хлеб насыщает тело, а Тора насыщает душу. Известно, что мир можно разделить на четыре ступени: неживая природа, растения, животные и человек. Каким образом, спрашивает Алтер ребе, создание высшей ступени – человек – может получать силу от создания более низкой ступени, хлеба? И объясняет: человек не может есть зёрна пшеницы. Человек не может есть тесто. Только после тепловой обработки, после выпечки тесто становится хлебом и насыщает тело.
С этим связаны слова мидраша: Когда евреи должны были получить Тору на Синае, Всевышний сказал им: «Приведите гарантов того, что вы будете её соблюдать». «Наши праотцы – наши гаранты», сказали евреи. «Нет, – сказал Всевышний, – мне нужны лучшие гаранты». «Тогда наши пророки, сообщающие нам Твою волю – наши гаранты», сказали евреи. «Нет, – сказал Всевышний, – мне нужны лучшие гаранты». «Тогда нашими гарантами будут наши дети». «Вот гаранты, которые Меня устраивают!» – сказал Всевышний.
Между отцом и ребёнком есть разница в возрасте, в воспитании, в опыте, в знаниях, в способностях. Можно сказать, что отец превосходит ребёнка. Но когда отец учит ребёнка, связь между ними становится сущностной и вечной. Если учёба происходит с радостью и любовью, то пламя любви делает Тору истинным «хлебом» для сына.
Талмуд в трактате Брахот говорит: «Прощаться с человеком, уходя, нужно не с болтовнёй, не со смехом и с шутками, не с пустяками, а со словами ѓалахи». Когда мы провожаем грядущее поколение в его самостоятельный путь и хотим, чтобы они помнили то, что мы вложили в них в детстве – всё зависит от нас. Будут ли они помнить, как играли с отцом, как шутили с отцом – или как учили Тору с отцом?
Мы можем дать детям ещё и ещё слова Торы, каждая минута, которую мы уделим учёбе с ними, важна. Мы можем беседовать с ними о еврейской истории, рассказывать интересные и важные мидраши, повторять материал, который они изучали в классе. Мы можем сделать обстановку нашей учёбы разнообразной, мы можем выделять для этого самое разное время. Можно давать небольшие подарки в знак поощрения, приятные детям. Можно проводить учёбу в игровой форме, можно сопровождать её творческими заданиями – лишь бы она была захватывающей.
Наши дети имеют на это полное право. Они – наши гаранты, благодаря им мы получили Тору. Благодаря им мы живём так, как не живёт ни один народ – жизнью, полной счастья и ведущей к вечности.
Скоро начнётся праздник дарования Торы. Обратите внимание, он не называется «праздник принятия Торы». Тора дана нам тысячи лет назад, но принимаем её мы каждый день, так же как мы питаемся каждый день. Именно с таким чувством нужно подходить к Торе. Так сказано в книге Дварим: «Сегодня Г-сподь, Б-г твой, заповедует тебе исполнять эти законы и установления». Говорят мудрецы: «Пусть слова Торы каждый день будут для тебя как новые», и объясняет Раши: «Как будто они даны сегодня».
Гут шабес,
и как говорят хасиды: получения Торы в радости и с внутренним смыслом!
Шия