Мы встречаемся почти каждый день на молитве Минха в полдень, в постоянном миньяне в Центре социального обеспечения «Шаарей цедек». Он приходит быстро, омывает руки, открывает сидур, опоясывается гартлом и… смотрит в телефон. Во время тихой молитвы «Шмоне эсре» он смотрит только в сидур, а в дальнейшем его взгляд прыгает с сидура на телефон. И после молитвы исчезает через несколько секунд.
Когда вчера после молитвы он нашел время, чтобы поговорить со мной несколько секунд, это была необычная для него трата времени.
«Я слежу за кошерностью в близлежащем магазине «Эльйон», в котором есть кухня и ресторан. Это место оборудовано сетью камер наблюдения, о которых знают все сотрудники. И если молитва Минха приходится на середину моей смены, я все время смотрю в телефон на экраны камер».
Реб Мордехай Койфман начинает день с первого, раннего миньяна утренней молитвы и тут же торопится открывать кухню, включать печи и следить за доставкой. Он – один из многих наблюдателей за кашрутом в системе, введенной Главным раввином России Берлом Лазаром, которой руководит раввин Йосеф Марзель и директор раввин Йосеф Верзуб. Весь год у них полно работы, а в эти недели, при подготовке к Песаху, они, видимо, вообще не отдыхают: вся система кашрута работает на предельных оборотах. Кашерование пищевых фабрик, доведение информации до всеобщего сведения, немедленные ответы на вопросы – все, что можно сделать, чтобы еврейская Россия и в частности Москва были строго кошерными в Песах. Доброе имя «российского кошера» – одно из самых известных в мире, и неудивительно, так как его работники – такие, как реб Мордехай Койфман.
Читайте также