Надежда Столярова – известный карьерный коуч, консультант, член Ассоциации карьерных профессионалов, семейный психолог, постоянный тренер в еврейских организациях России. Ее тренинги несколько раз с успехом проходили и в МЕОЦе.
Расскажите о себе, детстве, родителях
В детстве я была очень открытым ребенком, общительным и, с другой стороны, робким. Моя еврейская мама воспитывала строго и старалась держать за руку. Почти до самого замужества. Да и сейчас рядом каждый час. Я была очень активна. Принимала уже в 4 года участие во всех утренниках, ходила на все кружки, которые только были доступны, а маму ставила в известность, куда и когда я пойду. Хотя интересы менялись быстро!
Могла оставить студию спустя пару месяцев или даже дней. История про девочку из стихотворения Агнии Барто очень подходит ко мне: «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота».
Мама и дедушка мне говорили уже с 3 лет, что я командир – характер у меня сложный, но я добрая девочка. Мама с детства говорила, что я будущий учитель. Я замещала учителей, помогала в учебе отстающим, терпеливо объясняла сложные темы, ходила домой к больным детям и все это для того, чтобы сделать всех более счастливыми и знания им доступными (как дедушка Ленин, прямо). Почему-то уже тогда, в детстве, мне было важно чувствовать пользу от каждого своего дела, отдавать опыт и знания, вкладывать в людей энергию и часть души, не считая времени и сил
В подтверждение своего призвания, я провела свой первый урок, учась в 9 классе, готовясь к поступлению в педагогический университет. Мои одноклассники и педагоги ВУЗа аплодировали и меня приняли без экзаменов. Я тогда почувствовала свой стиль – готовится к выступлению тщательно, чтобы потом перед слушателями не произнести ни слова из конспекта. Почему? Потому что когда передо мной аудитория, я иду от неё. Конечно, в рамках заявленной темы. Но подача и структура, притчи, кейсы, тезисы исходят из меня так, как будто поток Вселенский подхватывает мой разум и несет меня. Я – интуит. Поэтому, разумные решения и долгие раздумья – не про меня. Так, многие поступки и повороты судьбы, произошли благодаря моей решимости, основанной на интуиции, спонтанны
Чем вы занимаетесь сегодня?
Я тренер по развитию эмоционального интеллекта, семейный психолог, карьерный коуч, консультант по развитию образовательных проектов, автор проекта для мам «Мам – завтрак», который уже второй год развивается помогает мамам «освободиться» от обид, страхов, сомнений, приобрести силу и раскрыть внутренний потенциал каждой участницы.
Также, с прошлого года в сети частных детских садов реализуется мой проект по развитию эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста, благодаря которому дети учатся регулировать своё эмоциональное состояние, помогать себе и другим предупредить конфликты и выражать свободно те эмоции, которые они сейчас испытывают.
Работа была как-то связано с еврейством?
Первые 8 лет моей карьеры я посвятила еврейской общине города Калуги.
Дедушка, Фельдман Владимир Исаакович, руководил отделением Федерации еврейских общин России, а меня пригласили на должность директора Хэсэда. С нуля, не зная ничего про благотворительность, документооборот, юридические законы, я развивала еврейскую организацию с большим бюджетом и амбициями. Через год мы стали известны городским властям, и я уже обучала глав муниципальных образований вопросам взаимодействия власти, некоммерческих организация и бизнеса. Консалтинг в области управления НКО также был прерогативой нашей организации. Первые гранты, объединение более 10 общин, амбиционные заявления про то, что евреи в городе есть и их много, были инициированы мною. Я смелая очень была тогда. Наверно, потому что жила еврейской жизнью на все 100% и верила, что мои подопечные самые лучшие и именно им нужна помощь и именно сейчас. Тогда, я почувствовала, кто я и что мне нужно по жизни.
Переехав в Москву, что я только не делала. К сожалению, на долгое время, мне пришлось оставить общинные дела, в первую очередь нужно было решить задачи воспитания и обучения дочери. Она поступила в школу «Ган–Хама», под руководством Инны Круглянской. Это была та атмосфера, которая была нужна моему ангелу. До сих пор вспоминаем с большим теплом весь состав школьных преподавателей и очень благодарна Инне за мудрость, с которой она выстраивала работу в школе.
Как вы совершенствуетесь в работе, за что любите свою специальность?
Я закончила Калужский государственный педагогический университет и по специальности я – преподаватель начальных классов, дошкольный психолог. Потом MBA при Государственном университете управления. Много училась в Израиле на курсах для руководителей некоммерческих организаций, организованных БФ «Джойнт», получила образование коуча, тренера по развитию эмоционального интеллекта.
Когда я чувствую, что я пустая: все рассказала, передала, всему научила, нет вдохновения – уезжаю куда-нибудь за открытиями. Последнее время я не учусь ни у кого. Я для себя – лучший источник. Невозможно перенять мастерство другого и вложить его в себя, как своё.
Источник мой – внутри. Ищу энергию, информацию во вне (клиенты, книги, театры, кино). Трудностей в работе много. Часто себя спрашиваю, зачем мне быть психологом, работать с людьми? Что я могу ценного дать моим клиентам? И как только я этот вопрос слышу в голове, мне сразу что-то подсказывает ответ: кто-то из клиентов или заказчиков позвонит, вдруг сообщение в чате: «Надежда, Вас рекомендовали. Можно с Вами встретиться?».
Есть в работе «сверхзадача»?
По сути, самым важным для меня является экология родительско–детских отношений и бережное воспитание в образовательных учреждениях. Несколько лет назад я поймала себя на мысли, что хочу в России перестроить систему воспитания детей. Это глобальная задача, да, и звучит пафосно. По сути, это поменять образ мышления взрослых. Это практически невозможно. Примерно к 20 годам складывается определенная система ценностей. Нами овладевают и некоторые слова или фразы, обращенные к другим, особенно к детям, они вылетают сами, и многие не замечают, как они ранят детей. Но я понимаю, что всё, что сказано, сказано не со злом, а из благих намерений и с желанием достичь лучшего (лучших отношений, большего тепла, открытости, из желания быть рядом и помочь). Те взрослые, кто готов услышать о себе, что-то не очень приятное и признали, что пришло время изменить себя, и есть мои клиенты. Мы вместе ищем путь, который поможет каждому взрослому быть не просто тем, кого ребенок уважает, но принятым и интересным, тем, кого ждут и любят только потому, что он есть, потому, что он не унизит, и не сделает замечаний, от которых больно. В рамках моих программ для родителей («Мам – завтрак») и тренингов для педагогов происходят интересные изменения мышления. Слушатели начинают чувствовать себя, слышать свое тело и ход мыслей, понимают причины авторитарных обращений к детям, а самое главное, учатся говорить на другом языке, более позитивном или, как я называю, бережном.
С какими проблемами к вам чаще всего обращаются люди?
Я прошу всегда постараться заменить слово «проблема», на слово «задача», потому, если есть проблема – наш мозг сопротивляется, боится идти дальше. Он ищет причины, почему не сделать что-то и мы, как будто зависаем в своей проблеме. Иногда жалеем себя, ругаем других. Но это нас никак не продвигает вперед. Мы стоим на месте и не развиваемся. А задача – это путь. Мы ставим сроки, и мозг ищет варианты решения. Разные. Не ограничивая себя. И преграды на пути – лишь игра и интерес «пройду или нет».
Люди приходят с вопросами: что делать: развод или семья, жестко воспитывать или не ругаться, как наладить отношения с мужем, что сказать бабушке, если она вмешивается в воспитание ребенка и т.д. В основном, это вопросы выбора и права на свободу. Они всегда самые сложные и предполагают высокий уровень ответственности осознанности.
Понятно.. А с какими еврейскими организациями работали, на какие темы, с какими задачами? Сотрудничаете ли сейчас с еврейскими организациями?
Мой любимый день, если мои клиенты – еврейская община. Это всегда взрыв, энергия, своя атмосфера, креатив.
Да. Последние годы я активно сотрудничаю с Израильским культурным центром при Посольстве Государства Израиль в Москве и Санкт – Петербурге, школами «Шалом», «Тхия», ЕАР «Сохнут», МЕОД и МЕОЦ. Темы очень разные. Например, мы проводили несколько раз семинары – тренинги для молодежи, планирующей отъезд в Израиль по различным обучающим программам. Им предстояла самостоятельная жизнь, адаптация к новым условиям. Мы помогали ребятам подготовиться к поездке, определиться и осознать предстоящий жизненный период и свои действия в другой стране.
Женские и семейные тренинги, тренинги по командообразованию, обучение педагогов и руководителей работе с родителями (клиентоориентированности), коучинг командный и персональный, тренинги личностного роста – это темы, которые я очень люблю, и меня рекомендуют к сотрудничеству еврейские организации.
А еще немного про Вашу дочку?
Писала выше, что у меня одна дочь 16 – ти лет. Я, как – то раз, нашла тест, проверяющий отношения родителя и ребенка на прочность. В нем было 20 вопросов. Я отважилась и отдала его моей дочери.
Она дала на 19 вопросов положительный ответ и сказала, что «…у меня с тобой хорошие отношения. И хоть ты не часто бываешь дома (улыбается), я тебя люблю и ты у меня самая лучшая».
Я часто отвечаю много работающим мамам, что важно не количество проведенного времени с детьми, а качество. Вы можете за 2 минуты ранить ребенка и оставить его одного в обиде или злости и потом всю жизнь расхлебывать последствия или, вовсе, не знать, какой след остался в его душе. Я предпочитаю погрузиться на все 100% в наше совместное время и раствориться в моем ангеле.
Если не хочется идти на работу, а нужно, как вы себя заставляете и мотивируете?
Слава Б-гу, я не хожу на работу. Моё занятие – это призвание и я с радостью иду туда, где меня ждут. Есть три типа развития человека в профессиональной сфере: работа, карьера, призвание, как в притче про путника, наблюдающего за работниками, строящими здание. Я очень желаю каждому, определиться с тем, что он выбирает в профессиональном плане и не мучить себя. Работа, так работа. Примите, что вы не предприниматель и ходите на работу с удовольствием, а вечером, с удовольствием, проводите время со своими близкими. Ну, а если карьера, то стройте или ищите инвестора для своего проекта. Главное, периодически, делать аудит своим желаниям и проверять, насколько вы удовлетворены жизнью.
Как проводите свободное время?
Читаю, путешествую, хожу на выставки, рисую, танцую, пою или просто лежу и мечтаю.
За что Вы любите Израиль, есть ли родственники?
Я помню, когда в первый раз прилетела в Израиль, было дикое желание лечь на землю и прикоснуться к ней. Прямо, как в рассказах «лечь и целовать землю обетованную…» Это, как раз был день моего рождения. Мне исполнилось 27 лет. Я успела поехать по программе Таглит. Я безумно благодарна такой возможности увидеть страну во всей её красоте.
Это мой дом. Хотя я до сих пор не переехала в Израиль, но каждый раз, приезжая туда, я чувствую себя не в гостях. Люди, природа, запах стирального порошка (как ни странно), моря и любви, религии и свободы – всё это меня не просто вдохновляет. Я проживаю каждую минуту, как будто выпиваю стакан воды в жаркий день. Обожаю страну. А в Иерусалиме чувствую себя огромной, сильной, как будто могу горы свернуть.
На севере Израиля появляется вдохновение. Там пишу статьи или заканчиваю начатые семинары, письма…
Традиционный вопрос. А Ваше любимое кино? Часто ли его смотрите?
В силу профессиональной деятельности, я, наверно, запоминаю фильмы, которые только меня развивают, раскрывают смыслы, дают заряд и все они или про карьерный или личностный рост или про продажи.
Например, фильм «Жизнь взаймы» или «Парфюмер», «Унесенные ветром» (пересматриваю бесконечно), «Жажда жизни» (про жизнь Ван Гога), «Дьявол носит Прада», «Отель Мэриголд лучший из экзотических» или «Разрисованная вуаль». Нет любимого одного, получается.
И, на ряду с серьезными фильмами, обожаю мультфильмы. Вопреки критическим настроениям израильских и российских психологов, люблю «Машу и медведя». Можно отдыхать, смотря их, заряжаться энергией, наблюдать за тем, как меняются эмоции и, это я опять про своё, профессиональное, изучать технологию управления эмоциями и их использования.
Многие советские мультфильмы тоже люблю. Я составила подборку из 70 мультфильмов, по которым можно изучать эмоции и обучать детей управлять ими и включила в свой курс по развитию эмоционального интеллекта у детей
Соблюдаете ли что-то из еврейских традиций, соблюдали ли что-то ваши родители? Часто ли посещаете синагогу?
Я не могу сказать, что я соблюдаю традиции. Но Шаббат и кошер – стайл есть в моей жизни. В Шаббат зажигаю свечи и стараюсь не работать
Готовлюсь к Пейсаху, соблюдаю Йом Кипур.
Ваши творческие планы?
Дописать книги для родителей и педагогов по воспитанию детей.
Что можете посоветовать евреям, как коуч?
Я, как коуч, не могу дать совет. Но, думаю, что если скажу, что каждый может в жизни всё, что захочет и ему не нужна поддержка и совет коуча или психолога, наверно, не ошибусь. Да, с персональным специалистом по личностному развитию (психологом, психотерапевтом, коучем быстрее и легче), но убеждена, что в итоге, человек возвращается к себе и ответы получает от себя. Просто надо научиться слушать себя. Смело смотреть на ситуацию и принять себя, каким ты есть (со всеми тараканами и детскими переживаниями и страхами).
Важно оставаться в окружении себя. Это не значит, быть эгоистом и не видеть других.
Это о том, чтобы наблюдать за всем, что тебя окружает. Оглядываться на свой мир, среду, людей, которые окружают. Отдавать внимание, заботу и любовь, как можно большему количеству людей. Не думать о том, имеешь ли ты право на то, чтобы что- то делать или нет. Просто жить. Жить так, чтобы было интересно. Наполнять каждый день своим солнцем, которое просыпается в вас внутри. Его, конечно, сначала нужно откопать . Но тем не менее. Как только его найдете, спешите делиться.
Ваши мечты?
Я перестала мечтать. Стараюсь жить сегодняшним днем. Вчера и завтра- нет. Мгновение, в котором ты сейчас – это и есть реальность!
Однажды, после долгого периода в жизни, когда много работала (почти 3 года не было выходных и отпуска), вышла на улицу после очередного проведенного тренинга и услышала пение птиц, увидела облака и солнце.
Я расплакалась, прямо там, где стояла. На пороге ВУЗа. В весенний солнечный день.
Поняла, что давно перестала жить. С тех пор, какая бы ни была погода, я ищу утром свое солнце и зову силу, которая меня будит и помогает идти вперед. Я в дождь люблю гулять и промочить ноги. Это очень весело, ловить капли и прыгать, как ребенок по лужам.
Автор: Яна Любарская