Историческая справка (по материалам электронной еврейской энциклопедии)МЕСТЕ´ЧКО (от польского мястечко — городок; на идиш — ש�?ע�?ל, штетл), поселение полугородского типа в Восточной Европе (в пределах бывшего Польско-Литовского государства и граничащих с ним областей), чаще всего с преобладающим еврейским населением. В еврейском обиходе понятие «МЕСТЕЧКО» также подразумевало самый характер своеобразного быта восточноевропейского еврейства, его религиозно-культурную обособленность и духовно-социальную автономию общины и поэтому распространялось даже на небольшие города (20–25 тыс. жителей) с преимущественно еврейским укладом жизни. Маленькие местечки называли уменьшительно штетеле. Местечко зародилось в Польше, где с 15–16 вв. представители местной знати приглашали евреев селиться в принадлежащих им селах и городах на сравнительно благоприятных условиях. Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в своего рода еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности (аренда помещичьих имений, скупка сельскохозяйственных продуктов, коробейничество, различные ремесла), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней. Возникавшие в них еврейские общины вначале подчинялись крупным кагалам, но со временем, не будучи связаны ограничениями, характерными для старых «королевских» городов, становились все более самостоятельными и получали возможность устанавливать собственные принципы общежития и обычаи (особенно в тех местечках, которые были целиком заселены евреями), основанные на фундаментальной духовно-социальной и культурной общности. Дом (то есть семья с ее патриархально-традиционными устоями) был основной социальной единицей местечка. В нем с наибольшей полнотой проявлялись еврейская любовь к детям и гордость за их успехи, спаянность семьи, наслаждение в исполнении религиозных обрядов. Семейные события (рождение, обрезание, бар-мицва, свадьба, смерть) становились достоянием всей общины, которая выражала одобрение или порицание любому поступку своих членов. Этот общинный контроль стал одним из главных регулирующих факторов самоуправления, в течение столетий поддерживавшего соблюдение предписаний Галахи и следившего за общественным порядком, обходясь без собственных органов принуждения и не прибегая к вмешательству полиции.Синагога, игравшая центральную роль в жизни еврея местечка, была не только домом молитвы и изучения законов веры, но и местом собрания общины.Благотворительность была основой жизни местечка, различные общинные организации (см. Хавура) заботились о нуждающихся, спасая порой от голода целые семьи. В бет-мидрашах и большинстве синагог местечка молодые люди самостоятельно изучали Тору и Талмуд. В некоторых местечках (например, Воложин, Мир, Тельшяй) находились известные иешивы. Приезжих учащихся иешив определяли столоваться к жителям местечка.Рынок (рыночная площадь) в местечках был не только источником заработка торговцев, ремесленников и посредников, но и местом, где происходила встреча с неевреем-крестьянином — чуждым и часто враждебным местечку миром. Евреи, с их культом учености, поголовно грамотные, сталкивались с темной безграмотной массой. Деревня и МЕСТЕЧКО обладали разными, порой трудносовместимыми этнографическими особенностями. Евреи местечка с внутренним достоинством переносили оскорбления и презрение нееврейского окружения, платя ему тем же презрением. Даже когда взаимоотношения с соседями были дружественными, у евреев местечка постоянно присутствовало опасение (подкрепленное памятью о прошлых бедствиях) неожиданного погрома. Обычно погром начинался на рыночной площади, а затем перекидывался на дома и синагоги. Первая мировая война, революция, отмена черты оседлости, погромы во время Гражданской войны и, самое страшное, Холокост – уничтожили само понятие «еврейское местечко». Оно осталось в художественной литературе (Менделе-Мойхер Сфорим, Шолом Алейхем, И.Л Перец, Ш.Аш, Д. Бергельсон, П.Маркиш, И.Зингер) и в картинах художников – Марка Шагала, Иехуда Пэна, Танхума Каплана.«Повседневная жизнь евреев черте оседлости в XIX начале XX веков» – такова была тема очередного заседания клуба любителей еврейской истории, которое состоялось 6 августа. Руководитель клуба д-р Александр Локшин рассказал интересные подробности о жизни штетла в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Эти подробности в основном были взяты из воспоминаний писателя и литературного критика Авраама Паперна (1840-1919).Все мы знаем, что мальчиков с 3-4 лет отдавали учиться в хедер( ХЕ´ДЕР (חֶדֶר, буквально `комната`, еврейская религиозная начальная школа. В младшей группе (дардике, с трех лет) школьники обучались азбуке и чтению ивритских текстов (без перевода). В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде. Старшие ученики (с восьми лет) более углубленно занимались Талмудом. Светские учебные дисциплины в ХЕДЕРе не изучались. Занятия проходили с раннего утра до семи-восьми часов вечера. Практиковались телесные наказания строптивых учеников, для чего существовал специальный кнут (канчик). Считалось, что преподавание не требовало специальных знаний, и труд учителя ценился невысоко.)Паперна нежно вспоминает о том, как в первый день учебы мама несла его на руках в сопровождении родни. Как мелемед показал ему букву «алеф» в книге и попросил его найти ее в тексте. Мальчик справился с этой трудной задачей и на него посыпались монетки и конфеты. Учитель сказал, что это ангел его наградил.Вообще-то меламедов не очень уважали в общине. Как правило, это были неудачники не нашедшие себя ни в коммерции, ни в достойном ремесле (например, часовщик). Был такая пословица: «Умереть и родиться меламедом ты всегда успеешь».После окончания хедере, мальчик мог продолжить учебу в ешиве. Они были почти в каждом местечке. Всего в конце XIX века в России насчитывалось 25000 ешив в которых обучалось 350000 учеников.В некоторых местечках (например, Воложин, Мир, Тельшяй) находились известные иешивы. В воложинской было 800 ешиботников.Так как евреям было не только предписано жить в определенных местах, но и существовали ограничения на виды деятельности, они в основном занимались торговлей, посредническими услугами, держали питейные заведения. Один интересный момент. Предположим, некто Хаим держал скобяную лавку. Под страхом херема (запрет, отлучение) запрещалось любому другому еврею заниматься этим же. Почему? Местечко маленькое. Конкуренция разорит и того, и другого.Конечно, в основном, народ в местечке жил очень бедно, но… Если нищий еврей просил милостыню, отказать было нельзя. Что же делать, когда нет денег? Писали записочки (четверть копейки, пол копейки) и отдавали просящему. Он шел в синагогу и по этим записочкам получал деньги.Еще один интересный персонаж штетла – шульклепер (дословный перевод будет не очень красивым: "синагогальный стукач") – это весьма почтенная должность: человек, с колотушкой, обходивший дома и созывавший евреев на утреннюю и вечернюю молитву. Так же он оповещал о начале шабата. В его обязанности входило сообщать о чей-либо кончине. Это должность не оплачивалась, но давала возможность присутствовать на разных пиршествах и получать угощения.Вот такими интересными зарисовками еврейского быта поделился со слушателями Александр Локшин. Хотите узнать более подробно, загляните на сайт Электронная Еврейская Энциклопедия.L
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 13 дней
до 10 Кислева -
27 Хешвана
578528 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Как жили евреи в местечках в XIX-XX вв.
Главная / Как жили евреи в местечках в XIX-XX вв.