Как объясняется в различных книгах, многие из обрядов, относящихся к Рош-Ашана, совершаются для того, “чтобы привести в замешательство Сатану”, т.е. помешать ему понять, что настал День Суда.
Например, в молитвах Рош-Ашана не упоминается, что этот день – также и новомесячье (первый день месяца Тишрей). В субботу, предшествующую Рош-Ашана, не произносится обычное для такого случая благословение наступающего нового месяца. Годичный цикл чтения Торы по свитку завершается не в этот день начала года, а лишь спустя три недели – в Симхат Тора. Хотя на протяжении всего месяца Элул (последний месяц года) каждый день трубят в шофар, в последний его день – накануне Рош-Ашана – в шофар не трубят. И даже одна из причин, по которой, как объясняется, трубят в шофар каждый день в течение этого месяца, заключается в том, “чтобы Сатана не понял, когда же на самом деле будет Рош-Ашана”.
Однако, напрашивается элементарный вопрос: ведь Сатана – это ангел-обвинитель, выступающий в Высшем Суде, в Мире Истины. Как же можно “запутать” его при помощи таких простейших ухищрений, которые известны всем, да к тому же повторяются из года в год, при том, что настоящая дата Дня Суда – Рош-Ашана – напечатана во всех календарях? В чем же подлинный смысл этого “запутывания”?
Ключ к разгадке можно найти в словах Талмуда, говорящих об исключительной важности заповеди трубить в шофар в день Рош-Ашана: “Сказал рабби Ицхак: “Почему трубят и в то время, когда можно сидеть, и в той части молитвы, когда обязательно нужно стоять? Чтобы привести в замешательство Сатану””. И комментаторы Талмуда разъясняют: “Чтобы он не смог обвинять. Когда он услышит, как дороги сынам Израиля заповеди Всевышнего, ему нечего будет сказать”. Таким образом, идея “запутывания” Сатаны заключается не буквально в том, что мы морочим ему голову примитивными штучками, а в том, что своими делами мы затыкаем ему рот, ослабляя силу его обвинений.
В том же духе можно объяснить и смысл других обрядов, совершаемых, “чтобы привести в замешательство Сатану”.
В течение месяца Элул трубят в шофар, чтобы пробудить сердца к раскаянию. Когда Сатана видит это пробуждение, которое приносит прощение в Суде еще до Рош-Ашана, это ослабляет его возможность обвинять в сам день Рош-Ашана.
Накануне же Рош-Ашана, наоборот, в шофар не трубят, чтобы продемонстрировать себе и всем, что за дни месяца Элул сыны Израиля в полной мере пробудились духовно и осмыслением прошедшего года еще до Рош-Ашана заслужили милосердный приговор на наступающий год. Поэтому не нужно снова трубить для пробуждения сердец. И эта уверенность в свою очередь ослабляет силу обвинений Сатаны.
Нечто подобное можно сказать и в отношении того, почему в молитвах Рош-Ашана не упоминается, что этот день – это также новомесячье, а в предшествующую Рош-Ашана субботу не произносится обычное благословение наступающего нового месяца и т.д. Это можно уподобить тому, что врагу перед схваткой не демонстрируют весь запас оружия, чтобы не спровоцировать его на более упорное противостояние. Вышеупомянутые благословения, выражающие особую заслугу евреев и пробуждающие дополнительные силы святости, им покровительствующие, не произносятся в Рош-Ашана опять-таки, “чтобы привести в замешательство Сатану”, т.е. не вынуждать его к усилению противодействия.
Однако, с другой стороны, может вызывать недоумение то, что мы обедняем свое воодушевление и служение Судного Дня тем, что не трубим в шофар накануне, не благословляем новомесячье, не завершаем цикл чтения Торы. И все из-за второстепенной, в общем-то, причины “запутывания” Сатаны?
Но на самом деле осознание того, что все это не совершается для того, “чтобы привести в замешательство Сатану”, должно пробуждать в нас еще большую силу раскаяния, чем даже воодушевление, которое могло бы быть принесено совершением этих вещей. Мысль о силе Обвинителя должна привести к еще большей решимости исправить свои поступки.
И пусть это в свою очередь пробудит Высшее Милосердие, и нам всем будет уготован добрый и сладкий Новый год!
Изложение р-на Э. Когана