Вопрос: Из каких расчетов приняли первый год от сотворения мира? Почему сейчас наступает именно 5785-й год от сотворения мира? Как вычислили начало? И почему православный календарь, тоже ведущий счет от сотворения мира, так сильно отличается?
Ответ: Иудейский прозелит Аквила, который перевел Тору на греческий язык во II веке н. э. (его Ориген включил в свою Hexapla), отвечая на вопрос императора Адриана, зачем ему понадобилось принимать иудаизм, отвечал: “У евреев даже малолетние знают как Всевышний сотворил мир, что Он сотворил в первый день, что – во второй, и сколько лет прошло от Сотворения Мира” (Мидраш-Рабба на Исход, 30, 12)
Основополагающим трудом по иудейской хронологии является трактат “Седер Олам Рабба”. Его автор рабби Йосе бен Халафта. Этот трактат древнее Талмуда, и цитируется в нем. Составление его приходится на первую половину II в. н.э., однако данные этой книги были известны и ранее, как это видно из многих цитат античных авторов.
В Торе даются годы жизни главных библейских героев от Адама до Моисея, сколько лет было Адаму, когда у него родился сын, сколько лет было сыну, когда у него родился сын, и т.д. Из этих чисел можно составить довольно точную хронологию библейской истории. Рош-Аана – иудейский Новый Год празднуется в день Сотворения Адама, т.е., начиная с Шестого дня Мироздания.
После исхода из Египта, израильтяне пользовались лунно-солнечным календарем и Эрой Исхода. В Торе даются конкретные данные, что произошло в такой-то день, такого-то месяца, такого-то года “по Исходу сынов Израилевых из земли Египетской”. Эта эра упоминается и в дальнейших книгах Библии (например, Храм Соломона был построен в 480 г. по Исходу).
Согласно Талмуду (трактат Авода Зара, 10а) эра Селевкидов началась ровно тысячу лет по Исходу. Так что эра Селевкидов была прямым продолжением Эры Исхода.
Согласно расчетам Мудрецов, исходя из библейских цифр (в книге Седер Олам Рабба), Исход из Египта произошел в 2448 г. Эры Мироздания. Эта дата принята у всех евреев, всех Мудрецов ранних и поздних, в Вавилоне, Египте, Испании и во всех местах рассеяния евреев, без исключения. Прибавив к этой цифре 1000 лет, мы получим 312 г. до н.э. – начало Эры Селевкидов. Прибавим еще 312, и еще 2009 лет: 2448+1000+312+2009=5769 (только что прошедший год).
Различия с православной эрой Мироздания объясняются тем, что православная Библия основана на греческой Септуагинте. Текст Септуагинты, однако, “исправлялся” различными переписчиками, которые добавляли слова. Заметим, что в основе “Перевода 72 толковников” лежала только Тора (Пятикнижие Моисево). То, что что называют Септуагинтой сейчас, это более поздние добавления к ней переводов других библейских книг и даже апокрифов, выполненных неизвестными авторами.
Заметим, что иудейская хронология – самая “скромная” из всех хронологий, если сравнивать, например, с египетской хронологией Манефона или вавилонской Беросса (эти хронологии, кстати, не подтверждаются памятниками археологии). Возможно, что евреям, жившим в Диаспоре, было “стыдно” за свою “ущербную”, сравнительно молодую хронологию, и они уже тогда пытались ее согласовать с египетской. Однако, теперь уже и православным богословам ясно, что масоретский текст дает точные цифры. В синодальной библии, насколько я заметил, добавления Септуагинты теперь даются в квадратных скобках.
Для сравнения, укажу, что в XVII в. архиепископ Джеймс Ушер “посчитал”, что Сотворение Мира было завершено 23 октября в 9 ч. утра 4004 г. до н.э. Его ошибка составляет 244 г., и, возможно, связана с персидской (не библейской) хронологией.
То, что православные начинают свой год с 1 сентября (по старому стилю), думаю, является подражанием еврейскому обычаю считать миросотворение с новой луны месяца Тишрей. Сентябрь, однако, это искусственный месяц, не имеющий отношения к реальному новолунию.
Рош-Ашана – это Судный День, когда Суд свершается “над всеми творениями”, и этот день имеет отношение не только к евреям. Поэтому неевреям также не мешает задуматься в этот день над смыслом жизни человека, заданием, поставленным перед ним Творцом, и постараться исправить свои пути.
Р-н Дов-Бер Хаскелевич
Источник: