«Как ваши дети выдерживают этот жуткий холод?» – этот вопрос мне постоянно задают друзья и родственники из Израиля в это время года, когда я рассказываю о необходимости идти в хедер и в школу при минус двадцати (!) градусах. Но есть другой вопрос, который мне задают в любое время года. «Как ваши дети выдерживают духовный холод там, в Москве?» Ведь мои дети живут в галуте, далеко от Святой земли, и не могут не подвергаться влиянию среды.
И я, и моя жена родились и выросли в тёплой еврейской атмосфере Иерусалима. В магазинах в наших районах продавали только кашерные продукты, и ничего противоречащего нашей вере на улицах не было. Я помню, как мои дети в первый раз осознали сложность нашего положения. Мы стояли в очереди в кассу в одном из супермаркетов. Как и во всех супермаркетах, около кассы продавались разные маленькие штучки, в основном сладости. Дети взяли одну из них, в красивой упаковке, и спросили меня: «Это кашерно?» «Нет», – ответил я. Они указывали на одну сладость за другой, спрашивали «Это кашерно?» и получали один и тот же ответ: «Нет». Дети не сердились и не жаловались. Они знали, что еврейский ребёнок ест только кашерное, даже если его мало и его трудно достать. Но в эту минуту я понял, с какими трудностями они сталкиваются. Столько соблазнов – и все не для них. А мы с женой в детстве не должны были выдерживать такое испытание…
*
Ночь перед обрезанием младенца называется «вахт-нахт», ночь охраны. Древний обычай – собирать в этот вечер в доме, где находится младенец, детей, они читают «Шма», некоторые стихи из Танаха и произносят для младенца благословение «Ангел, спасавший меня от всякого зла, да благословит этих детей…» Оно написано в нашей недельной главе «Вайехи». Это благословение произнёс наш праотец Яаков. Его любимый сын Йосеф, премьер-министр Египта, услышал, что отец болен. Он привёл к нему двух своих сыновей – Менаше и Эфраима – чтобы святой праотец благословил их. И Яаков говорит: «Ангел, спасавший меня от всякого зла, да благословит этих детей, и да наречётся над ними моё имя и имя моих предков – Авраѓама и Ицхака, и да плодятся они во множестве на земле».
Несколькими стихами далее Тора рассказывает: «И благословил он их в тот день, говоря: «Тобою будут благословлять в Израиле: ‘Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше’». Действительно, так благословляет каждый отец своих детей перед самым святым днём года, Йом-кипуром.
В то время, когда Яаков благословлял Эфраима и Менаше, у него были дети, внуки и правнуки. Однако только эти двое удостоились особого благословения – да ещё такого, что каждый еврей благословляет им своих детей. В чём причина?
Уже четыре недели мы читаем в Торе истории о праведнике Йосефе. Наша глава – последняя глава книги Берешит – это также последняя глава истории о Йосефе. Последний стих книги Берешит – «И умер Йосеф, когда было ему сто десять лет, и забальзамировали его тело, и положили в гроб в Египте». Его отец Яаков также умер в Египте, и перед смертью взял с Йосефа клятву, что его тело вынесут из Египта и похоронят в Хевроне, в стране Израиля. А вот тело Йосефа осталось в Египте, и его вынес оттуда только Моше, во время Исхода. На это были основания. Йосеф знал, что смысл пребывания евреев в Египте – извлечь из этого места все искры святости, и только когда эта работа будет закончена и евреи выйдут из Египта, тогда и он, Йосеф, сможет его покинуть.
В свете этого становятся понятными имена, которыми нарёк Йосеф двух своих первых сыновей. Менаше – от глагола «менаше» – «заставляет забыть». Так сказал Йосеф: «ибо заставляет Б-г меня забыть все мои несчастья и дом моего отца». Сын Менаше всегда напоминает Йосефу о том, что хотелось бы забыть: о тяготах и несчастьях, начавшихся с его ухода по поручению отца к братьям, пасущим скот. Йосеф не забывает.
Второго сына Йосеф назвал Эфраимом – от глагола «ѓифра» – размножил. Йосеф сказал: «Ибо размножил меня Б-г в стране беды моей». Йосеф знает, что хотя он находится на вершине социальной пирамиды, у него есть власть и благосостояние, он «в стране беды», в изгнании. Однако Всевышний по Своей милости даровал ему двоих детей, у него есть будущее.
Менаше – взгляд назад. Эфраим – взгляд вперёд. Прошлое Йосефа – в стране Кнаан, будущее Йосефа – тоже в стране Кнаан. Это путь Йосефа: несмотря ни на что, не забывать своих корней; несмотря ни на что, строить своё будущее. И не давать настоящему, не давать окружающему нас обществу, галуту, изменить нас. Так мы будем жить до грядущего Избавления.
Хазак хазак ве-нитхазек,
гут шабес,
Шия