Я часто слышу от родителей младших школьников, что чтение для их детей – тяжкая повинность, а не удовольствие, что читают они из-под палки и только и ищут способ улизнуть.
Давайте обсудим, что же такое чтение, и как помочь ребенку полюбить книги.
И первое, что необходимо сделать, это ответить себе на вопрос, а я сам люблю книги, люблю читать, как часто мой ребенок видит меня читающим? Если для вас книга – это радость и отдых, то ваш ребенок знает это с детства, а значит, проблема с чтением скорее всего в том, что пока что это дается ему технически слишком сложно. Тогда вопрос о любви к книгам можно свести к более узкому: как помочь ребенку освоить науку чтения на таком уровне, чтобы ее можно было полюбить.
Задумайтесь, для чего мы читаем? И тут можно выделить две глобальных цели: первая – для удовольствия и отдыха; вторая – получить необходимую информацию. Сюда можно добавить еще общение, цель не столь глобальная, но как раз для ребенка зачастую наиболее понятная.
Второй шаг – это перестать гнаться за призрачным «умением хорошо читать» и «любовью к книгам», а взглянуть на своего ребенка и понять, что ничто не может быть важнее и ценнее его радости и гармоничного развития. Это совсем не значит, перестать учить ребенка читать. Это значит – стать спокойнее, что само по себе даст положительный результат.
Так что же способствует тому, чтобы ребенок хотел и любил читать?
Перечислю основные пункты:
- Чаще читайте ребенку вслух, даже если он уже умеет читать сам. Первая встреча с книгой происходит опосредованно: родитель читает ребенку или просто показывает картинки, в это время происходит и общение с дорогим и любимым человеком, таким образом создается эмоциональная связка: мама-книга-нам хорошо. Позже, когда ребенок уже может воспринимать прочитанное родителями, сюда добавляется и сюжет книги. Дети обожают всякие сказки и волшебные истории, а книги предлагают огромное их разнообразие. Ну и тут можно пойти на некоторые хитрости, например, останавливаться в книге на самом интересном месте так, чтобы ребенок ждал следующей встречи с героями.
- Читать должно быть легко, интересно и зачем-то нужно ребенку. Для этого важно удерживаться и не заставлять ребенка читать слишком много. Начинать можно вообще с одного двух слов в такой ситуации, где это очень хочется и важно. Пусть эти слова не будут слишком сложные. Это можно делать в игре, где нужно сделать подпись к картинке (подпись может быть в одно слово, которое просто называет предмет), можно просить ребенка прочесть что-то для вас: на улице, если надпись далеко, и вам ее плохо видно, дома, если вы заняты и сложно отвлечься, можно читать рецепт при совместной готовке и так далее. Можно читать имена футболистов, названия машин или имена принцесс, главное, чтобы это хотелось делать самому ребенку.
- Пишите ребенку записки. Это тоже помогает начать читать. Придумайте игру, в которой надо писать друг другу или просто вставляйте для своего ребенка смешные записки. Можно организовать целую игру с поиском клада, где надо будет искать записки, а по ним и весь клад.
- Играйте в игры, в которых есть небольшие тексты, которые надо читать. Это сделает чтение не самостоятельным сложным действием, в всего лишь частью совместной интересной игры, а значит даст больше мотивации.
- Читайте вместе смешные стихи и истории, учите эти стихи наизусть, в идеале тоже вместе, а потом просите ребенка проверить, хорошо ли вы выучили. В каком-то месте можно забыть слово и попросить ребенка подсказать.
- Сочиняйте продолжение того, что прочли, это поддержит интерес к книге как таковой, разовьет воображение и фантазию, которые являются главными спутниками чтения.
Все вышеописанное необходимо, во-первых, для того, чтобы ребенок хотел читать, а, во-вторых, для отработки навыка. И как только навык будет настолько сформирован, чтобы читать было легко, а интерес будет поддержан, ребенок зачитает сам для удовольствия.
И последнее: важно помнить, что все разные, и ваши дети могут любить читать больше или меньше, чем вы сами. Бывает, что в детстве ребенок настолько активен, что читать ему трудно, это бывает непросто пережить родителям, которые любят чтение больше других занятий. Тем не менее тут важно проявить терпения, читайте вместе, читайте ребенку, даже тогда, когда он отлично читает сам, только так вы сохраните в нем ощущение, что книга это радость, а не наказание, и когда он вырастет, чтение станет и для него важной частью жизни.
Есть еще такие 10 правил детского чтения, которые мне нравятся:
- Право не читать
- Право перескакивать страницы
- Право не дочитывать страницу
- Право перечитывать
- Право читать что попало
- Право на боваризм (склонность подменять реальное воображаемым)
- Право читать где попало
- Право втыкаться
- Право читать вслух
- Право молчать о прочитанном
Основная идея этих правил в том, чтобы опять таки не убить формальностями детское рвение читать. Возможно, не все из них проявятся в чтении вашего ребенка, но помнить об этом важно.
Хорошо бы с этим познакомиться необразованным творцам новомодных методик обучения и авторам бестолковых учебников по чтению для детей. Чтение – общение с художественным миром, а не механическое извлечение информации.