Дети показали мне на календарь: 24 тевета в этом году выпало на школьные зимние каникулы. «В этом году самое время ехать в Гадяч!»
24 тевета – это йорцайт основателя Хабада, автора «Тании» и «Шулхан арух ѓа-рав», р.Шнеур-Залмана из Ляд. Он скончался во время похода Наполеона на Россию. Рабби Шнеур-Залман был противником Наполеона, он и его хасиды много сделали для русской армии. Поэтому он вынужден был бежать от французских войск. Из-за тяжёлых условий, трудного осеннего и зимнего пути немолодой рабби заболел и скончался, и был похоронен в Гадяче, в Малороссии – теперь Украина.
Мой брат р.Авреми, шалиах в Житомире, мой двоюродный брат р.Шнеур Дайч и другие мои родственники связаны душой со святым циюном Алтер ребе в Гадяче. Они сумели с помощью добрых спонсоров построить в Гадяче синагогу, микву, гостиницу и столовую для евреев, приезжающих на циюн помолиться весь год, и в первую очередь – в йорцайт Алтер ребе, 24 тевета. Много лет я тоже ездил туда, а когда 24 тевета выпадало на зимние каникулы, я брал с собой и детей. Вот и в этом году дети обрадовались, что могут поехать на циюн. И как мне объяснить им, что я туда поехать не могу, так как правительство Украины запретило въезд в страну мужчинам – гражданам России от 16 до 60 лет?
Я думал, что делать, и вспомнил моего друга р.Пинхаса Вышецкого. Рав Вышецкий приехал с семьёй тридцать лет назад в Донецк и, приложив много сил, создал прекрасную общину, одну из самых развитых общин Украины. В Донецке были синагоги, еврейская школа, клуб пенсионеров, система кашрута. Я видел успехи р.Вышецкого, когда дважды был в Донецке – на бар-мицве его сына и на свадьбе его дочери. Но недавняя война разрушила всю эту общинную деятельность. Семья р.Вышецкого в спешке уехала из города, ставшего ареной боёв, надеясь вернуться в спокойное время. Но не поучилось. Теперь Вышецкие живут в Киеве. Но р.Пинхас не мог успокоиться и создал для беженцев из Донбасса и других районов восточной Украины еврейскую общину, к которой присоединились и киевские евреи. Эта община – одна из самых значительных в Киеве.
*
Один из самых драматических моментов в нашей недельной главе (Ваигаш) – когда Йосеф, правая рука Фараона, раскрывается перед братьями и признается им, что он тот самый Йосеф, которого они продали в рабство 22 года назад.
Йосеф подходит к своему единственному родному брату (не только по отцу, но также и по матери) – к Биньямину, они падают в объятья друг друга и не могут сдержать слёз.
И так описывает эту встречу святая Тора: «И пал он на шею Биньямина, брата своего, и заплакал, и Биньямин плакал на шее его».
Первое слово «шея» употреблено во множественном числе, как будто у Биньямина две шеи. Про шею Йосефа же сказано в единственном числе.
Раши объясняет причину плача каждого из них: Йосеф плачет из-за того, что в будущем будут разрушены два Храма, которые будут построены на территории надела Биньямина; а Биньямин плачет из-за разрушения Мишкана (Скинии) в Шило – который будет находиться в наделе Йосефа.
Ребе спрашивает: почему каждый из них не плакал о том, что будет разрушено в их собственных наделах? И ещё один вопрос: позже, когда Яаков наконец-то встречает Йосефа, которого он много лет считал погибшим, не сказано, что он плачет – наоборот, он читает «Шма»!
И Ребе приводит в ответ идею, которую мы должны запомнить на всю жизнь: когда мы видим беду или проблему другого человека, нужно расстраиваться из-за этого до слёз. Но когда мы имеем дело с нашей собственной трудностью или проблемой, нельзя расточать силы на слёзы, нужно действовать и прилагать все усилия для исправления ситуации, хотя естественная человеческая реакция на проблемы – плакать и расстраиваться, а не действовать.
Йосеф и Биньямин плакали только из-за бед друг друга, но на свои беды они реагировали действиями, каждый по-своему. Яаков же – который был родоначальником колен, то есть в какой-то мере ему принадлежали и надел Йосефа с Мишканом и надел Биньямина с Храмом – стремится исправить грядущее разрушение с помощью чтения «Шма» и приближения Избавления, когда навечно будет отстроен Третий Храм!
На ближайший вторник приходится пост 10 тевета, первый из четырех постов в память о разрушении Храма. В этот день вавилонский царь Невухаднецар начал осаду Иерусалима, а спустя два года после этого Иерусалим был разрушен и Первый Храм сожжен.
Этот пост считается очень строгим и важным. Абудархам, один из великих «ришоним» (средневековых мудрецов), пишет, что если бы пост 10 тевета выпал на шабат, мы обязаны были бы поститься в этот день (в отличие от поста 9 ава, который переносится на воскресенье, если выпадает на шабат).
Кроме собственно поста и молитвы, в этот день необходимо приближать Избавление и строительство Третьего Храма – посредством усиленной учебы, особо тщательного исполнения заповедей и благотворительности.
Да утешимся мы в скором времени в отстроенном Иерусалиме!
Гут шабес,
Шия.
Читайте также