Вопрос: Как не “перегнуть палку” в отношениях со спутником жизни, меняя свой жизненный уклад? Как найти точку равновесия? Когда я принимала решение пройти гиюр, то спрашивала у моего молодого человека (он галахический еврей), хочет ли он пройти этот путь со мною вместе, хочет ли он углубиться в изучении традиций и исполнять заповеди. Он выразил такое желание. Сделал обрезание. Посещает уроки в синагоге. Никогда ни за что не съест не кошерного. А про некоторые вещи говорит: “Не все сразу!” Говорит, что он не готов к моему резкому переходу на “режим скромной одежды”, что я должна это делать постепенно. То же касается и законов семейной чистоты… Что делать?
Ответ: Для человека, кардинально меняющего свою жизнь, проблема “точки равновесия” важна, почти как для канатоходца. Неточный шаг имеет серьезные последствия для дальнейшей жизни, поскольку ее формирование проходит самые первые ступени. Еще сложней ситуация, когда речь идет о двух людях, каждый из которых со своим миром, своим восприятием.
Каждая ситуация уникальна, и лучше всего может помочь советом тот, кто знает спрашивающих. Если вам повезло, и есть рядом с вами доброжелательные люди, уже прошедшие подобный путь, хорошо с ними посоветоваться. У них, скорей всего, будет эмпатия к вашем действиям, и они смогут поделиться ошибками на своем пути.
В качестве общих принципов хочу предложить следующий критерий. Очень важно разбираться в собственных порывах, что в них подкреплено прочным решением, а что более показное (в том числе, для самого себя). Решение избавиться от “некошерной” одежды одним махом, похоже, относится ко второму. В нем больше внешнего, чем внутреннего, хотя и понятно ваше желание решить проблему “вбрасыванием”, резким и одноразовым движением. Более надежным путем является самовоспитание, когда человек меняет свое отношение к вещам, а не делает эффектные поступки. Видимо, эту фальшь и почувствовал ваш спутник на выбранном пути.
С другой стороны, должны быть темы, в которых необходима настойчивость, к каким бы неприятным ситуациям она не приводила. Это, прежде всего, законы семейной чистоты. Сексуальное влечение имеет большое значение в жизни человека, и именно поэтому Тора требует введения его в жесткие рамки. Есть мидраш, который трактует все Десять Заповедей как посвященные сексуальным отношениям. Для того, чтобы ваша позиция была убедительной, надо попытаться передать серьезность вашего отношения к вопросу. Когда близкий человек видит важность вопроса для любимого им человека, он обязательно пойдет на уступки.
Важно при этом подчеркнуть, что сексуальные ограничения, установленные еврейским законом, вовсе не направлены против сексуальной стороны брака. Наоборот, их глубинный смысл в укреплении семьи, в том числе и в сексуальном плане. Уступка в количестве призвана принести повышение качества, и, как результат, достижения семьи, гармоничной и счастливой во всех областях жизни.
Мы разобрали лишь два примера из вашего письма. Попытайтесь обдумать изложенные принципы и, по возможности, применять их на практике.