Ритуалы праздника Песах строятся вокруг трех основ: хомец, маца и Агада, то есть Повествование об Исходе. Первая – запрет хомец: запрещены не только продукты, в полном смысле слова являющиеся хомец (любые продукты из злаков, пришедших в соприкосновение с водой и дошедших хотя бы до начального процесса брожения), но и любая смесь, включающая в себя хомец даже в ничтожнейших количествах.
Кекса у нас нет!
Великий каббалист Аризаль сказал, что воздержание от хомец в максимальной степени в течение праздника Песах гарантирует человеку, что он не совершит невольного прегрешения в течение года. От сознательных прегрешений нас ничто не может застраховать, поскольку свобода выбора все равно у нас останется, и как бы хорошо мы ни вычистили дом, полностью от нашей внутренней дури мы не сможем избавиться никакой чисткой – если человек захочет сделать что-то плохое, ничто не будет в силах его остановить. Однако зачастую мы совершаем несознательные нарушения. И неслучайно существовало особое жертвоприношение в Храме, которое должен был совершить человек во искупление невольного греха. Поскольку сам факт невольного совершения ошибки говорит о том, что в человеке сработал какой-то внутренний изъян и проявился на внешнем уровне. И застраховаться от этого, подчистить в себе то начало, которое может подтолкнуть нас к невольному нарушению, позволяет максимальное избавление от хомец.
И запрет хомец и заповедь, предписывающая есть мацу в праздник Песах, касаются сходных видов пищи. Чем отличается хомец от мацы? Принципиального отличия по составу – нет. Различие лишь в том, что маца изготовлена из не взошедшего теста, а хомец изготовлен из теста, в котором началось брожение, то есть которое уже начало всходить.
Сам вид пищи, к которому эти законы прилагаются, – особенный. Это злаки. Помимо того что хлеб является символом пищи (на Священном Языке словом “хлеб” может называться пища как таковая – не только продукты выпечки), а из пищи мы строим самих себя – мы есть то, что мы едим, – существует также связь именно этого вида пищи с самыми высшими уровнями нашего духовного устройства.
Пища для ума
Написано, что человек начинает звать своих родителей – “папа” и “мама”, абба и има, – лишь после того, как он впервые попробует злаковую пищу. Она каким-то образом воздействует на его сознание, то есть на самый высокий уровень его духовного строя, пробуждая его, развивая, давая человеку способность звать своих родителей. Здесь есть два аспекта: взывание к земным родителям, что соотносится с хомец; и взывание к небесному Отцу, что соотносится с мацой.
Маца, казалось бы, тот же самый вид пищи, но на самом деле – принципиально отличающийся от хомец. Не ингредиентами, а какой-то кажущейся чисто символической чертой: то, что маца изготовлена из не взошедшего теста, символизирует собой скромность. Неслучайно мацу называют “хлебом бедности”. Во время пасхального Сэйдера мы начинаем повествование об Исходе со слов: “Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской”. Корни слов “бедность” и “скромность” родственны. Одно с другим связано: у человека бедного нет повода возносить свое “я” над другими.
Задумайтесь над самой идеей пасхального Сэйдера и повествования об Исходе. Действо, совершаемое нами во время Сэйдера, – совершенно уникально. О чем мы рассказываем нашим детям, какое свидетельство о наших истоках мы передаем следующему поколению? Отнюдь не похвальбу ратными подвигами наших предков и тому подобные “заветные преданья” – что по возможности бережно сохраняется и передается традициями всех народов. Мы же передаем нашим детям память об исходе из рабства! И вовсе не для того, чтобы просто напомнить о том, откуда мы взялись, и поплакаться о несчастной доле. Речь идет о необходимости принижения своего эго и укоренения качества скромности как фундамента, на котором будет строиться осознание самой сущности еврейства. Потому что сущность праздника Освобождения имеет под собой как первооснову именно необходимость этого качества скромности, принижения своего “я”.
Что это за свобода, которую мы обрели, выйдя из Египта? Моисей, придя к фараону, не стал обличать рабство как идею, не произносил выспренних речей о недопустимости подавления человека человеком, а сказал: “Отпусти народ мой, чтоб они служили Мне”. Казалось бы, что за освобождение – стать рабами Всевышнего? Но идея истинной свободы заключается в том, что никакие рамки, никакие силы материального мира не будут властвовать над человеком, если он подчинит себя Тому, Кто заведомо выше каких-либо ограничений материального мира. Но для того чтобы принять на себя власть Высшей силы, власть Творца, человеку необходимо убрать, принизить, заглушить свое эго. Это обязательное условие.
Мы отметили различные уровни воздействия хлеба на сознание человека: с одной стороны, маца, пробуждающая в человеке силы устанавливать связь с Творцом, взывать к небесному Отцу; с другой стороны, хлеб квасной, хомец, пробуждающий в человеке способность взывать к своим земным родителям. Речь идет о двух принципиально разных уровнях интеллектуального осознания, и наша душа по-разному проявляется на этих двух уровнях.
Первый уровень соответствует категории Хохма, высшей из десяти внутренних сил нашей души. Внутренние силы нашей души можно разделить на два уровня: Сэхель, т.е. силы интеллекта, и Мидот – раскрывающиеся в эмоциях. Сэхель состоит из трех сил, обозначаемых аббревиатурой ХАБАД: Хохма, Бина и Даат. Слово “Хохма” переводится как ‘мудрость’, но по сути означает первую вспышку озарения. Еще как такового осознания, понимания нет – есть лишь ощущение, что схватил что-то; человек до этого не понимал, не понимал и вдруг – эврика! – вспыхнуло. Человек не в состоянии не то что кому-то – себе не в состоянии объяснить, что же такое он схватил; понимания как такового в его разуме еще не происходит, есть лишь вспышка света, которая, заключая в себе саму суть идеи, не раскрывается пока в чем-то артикулируемом.
Раскрывается уровень, который заведомо выше самого человека; этот уровень ощущается человеком как прозрение, откровение, приходящее на самую высшую ступень его разума, на “макушку” его разума, с которой он еще не может соотносить себя в полной мере. На уровне Хохма раскрывается пребывающее над человеком, и ей соответствует понятие битуль, устранение своего “я”. (Хохма, как сила души, порождается сфирой Хохма, которая является главной сфирой мира Ацилут, самого высшего мира, единого с Бесконечным. Мир Ацилут – это уровень, на котором самость, “я” творения еще не существует.) Это тот уровень сознания, на который воздействует маца.
Следующий уровень – уровень понимания. Что становится главным действующим лицом в разговоре о понимании, о логическом постижении? Уже не идея, спустившаяся Свыше, которая заведомо выше разума человека, – на уровне понимания главным действующим лицом является сам человек: я понимаю, я своим разумом, своей логикой осознаю это и схватываю. До этого уровня доходит лишь отсвет Хохмы – но не само зерно, не сама искра ее спускается туда. Уровень, на котором творение уже ощущает себя как самость, – это уровень Бина. (Сфира Бина является основной на уровне мира Брия, первого из сотворенных миров, – это начало творения, начало ощущения самости сотворенного.) Пробуждению этого уровня сознания соответствует хомец.
Если маца, как не взошедшее тесто, символизирует собой скромность, то хомец, как тесто взошедшее, символизирует собой гордыню, эго, то есть ощущение человеком своей самости. Аризаль также пишет, что хомец связан с очень негативным понятием – возможностью получения силами зла (на языке Каббалы они называются Хицоним, ‘внешние’) подпитки. Эту подпитку они получают от человека. Исполняя предписания Торы, мы привлекаем в этот мир Б-жественный свет; нарушая же запреты Торы, мы посылаем эту жизненность силам зла, даем им возможность питаться от Источника. И именно понятие, соответствующее хомец, обуславливает эту возможность утечки энергии.
На толщину волоса
Как мы уже говорили, разница между хомец и мацой очень мала, отличаются они лишь по одному признаку: взошло тесто или не взошло. Разница в написании этих слов на Священном языке тоже крайне невелика. Слово “маца” состоит из букв: Мем, Цадик, Хей; слово “хомец” составляют: Хет, Мем, Цадик. То есть буквы Цадик и Мем те же, а ничтожная разница между Хей и Хет заключается лишь в промежутке (причем он может быть предельно малым) между левой ножкой буквы и перекладиной. Если остается просвет – это буква Хей, если же ножка касается перекладины, то буква превращается в Хет.
Согласно Каббале, буква Хей соответствует сфире Малхут, низшей из десяти сфирот. И три луча, из которых состоит эта буква, обозначают все вышестоящие девять сфирот, раскрывающиеся в сфире Малхут и разделяющиеся на три яруса. Высший ярус, соответствующий горизонтальному лучу, – это ХАБАД: Хохма, Бина и Даат. Следующие два уровня, соответствующие вертикальным лучам, это: Хесед, Гвура, Тиферет и Нецах, Ход, Йесод. Вышеупомянутый просвет под горизонтальным лучом обозначает приток света в Малхут с уровня сфиры Хохма, соответствующей качеству битуль. Этот род озарения сопряжен с полным отсутствием своего эго; с абсолютным ощущением истинности Творца, с ощущением того, что существование чего бы то ни было еще просто невозможно.
В букве Хет этот просвет, соответствующий притоку света с уровня Хохма, отсутствует. И его отсутствие делает единственным широко открытый выход снизу, обозначающий врата, через которые возможна передача энергии силам Хицоним. В букве Хей уход света через ее нижние “ворота” невозможен: она получает свет в самом своем верху своем – от сфиры Хохма, сопряженной с понятием битуль, то есть с полным устранением своего “я”, при котором остается лишь одно “я” – “Я” Творца; в такой ситуации передача энергии силам зла абсолютно исключена.
Всякому хомецу – свое время
В свете всего вышесказанного напрашивается вопрос: если хомец – “отрава”, питающая наш эгоизм, а маца – лекарство, дающее ощущение битуль, то почему бы не запретить хомец на весь год и не питаться одной лишь мацой? Дело в том, что разница между хомец и мацой имеет принципиальное значение именно в дни Песах, в дни, когда определяется сам статус освобождения от сил сдерживания, которые не дают нашей душе проявиться, которые подавляют Б-жественную искру человека, погребая ее под толщей эгоизма, – в эти дни необходимо в абсолютной степени от этого избавиться и пробудить в себе исключительно лишь качество битуль. Для того чтобы принять на себя как начальный шаг, как основу – власть Абсолюта, власть Творца.
Исход из Египта увенчался Дарованием Торы. Дарование Торы означало в известной степени изменение самой структуры мироздания. В него была привнесена возможность освящения этого мира, привлечения бесконечного Б-жественного света – в ограниченное, в материальность. И человеку, как существу, наделенному какими-то качествами, какими-то характеристиками, какими-то способностями и талантами, была дарована возможность исполнить высшую миссию, возложенную на него Творцом. То есть Дарование Торы дает человеку возможность использовать его эго, так сказать, в мирных целях. Но при этом не давая ему права голоса, не давая ему возможности определять: делать или не делать, – в момент выбора между “делать” и “не делать” не должно быть никакого эго, принятие на себя воли Творца должно быть абсолютным и безусловным.
В изначальный момент должно проявляться исключительно качество битуль, самоустранения, но когда этот акт уже совершен, и Закон свыше уже дан и принят человеком, для того чтобы этот Закон исполнить наилучшим образом, человек должен применять свои личные качества. Он должен включить осознание себя как такового: осознание своих недостатков и – что еще более важно – своих достоинств, которые он должен применять для служения Всевышнему.
То есть направление задается качеством битуль, отрицанием эго, чему соответствует маца, а на следующем уровне, на уровне исполнения, человек применяет уже свои личные качества, чему соответствует хомец – в известной дозировке тоже необходимый.
Основано на “Дерех Мицватеха” Цемах-Цедека и “Ликутей Сихот” Любавичского Ребе
Предоставлено журналом “5-е Измерение“
Р-н Эли Коган