Историк, заведующий Архивом-библиотекой Российского фонда культуры и бард Виктор Леонидов ответил, что память о Холокосте нужна нам всем, чтобы чувствовать себя людьми.
Генеральный директор издательства РОССПЭН и директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин также отметил, что память о Холокосте нужна всем.
"Есть внутренняя потребность в искании правды. Именно этим я руководствовался, издавая переводную энциклопедию Холокоста. Это нужно для просвещения российского населения вообще в вопросах национальной исторической памяти. В советский период она была под запретом, как и ряд других – ГУЛАГ и т.д. Никакого другого пути кроме просвещения непросвещенного и необразованного населения у нас нет", – сказал он.
Активный участник мероприятий НПЦ "Холокост", преподаватель из Пскова Татьяна Пасман подчеркнула, что память о Холокосте нужна живым. "А еще больше она нужна тем, кто не родился, чтобы Холокост никогда не повторился", – заключила она.
Председатель совета Таджикского культурного центра Хуршеда Хамракулова отметила, что память о Холокосте нужна для того, чтобы в будущем построить мир, свободный от преследований по национальному признаку.
Первый секретарь посольства Германии в России Йенс Густ также связал сохранение памяти о Холокосте с предотвращением попыток геноцида в будущем. "Если мы будем знать о прошлом, то это будет лучшей гарантией того, что подобное варварство не повторится когда-либо", – заключил он.
Сам И. Альтман рассказывал о том, как он обратился к теме Холокоста. По его словам, это произошло практически случайно. Работая в ЦГАОР (Центральный государственный архив Октябрьской революции), он как-то заинтересовался готовившимся к рассекречиванию фондом Еврейского антифашистского комитета, в которых нашел упоминание о "Черной книге" – сборнике материалов о нацистском геноциде евреев на оккупированных территориях СССР.
Работавшая тогда в ЦГАОР Татьяна Палло рассказала, что как раз в конце 1980-х архивисты приступили к рассекречиванию фондов, которые оставались закрытыми для исследователей, а часто и для самих архивистов. Среди них был и фонд ЕАК. "Когда мы начали смотреть его, то увидели, что ряд дел отсутствует. Оказалось, что эти дела были использованы МГБ при подготовке процесса ЕАК", – подчеркнула она.
Однако фонд был открыт для исследователей, и, по воспоминаниям Т. Палло, прибывший из Израиля историк Шимон Редлих, занимавшийся историей Комитета, был потрясен и даже вышел во двор, чтобы прийти в себя от свалившейся на него удачи.
Кинодокументалист Елена Якович, работавшая в конце 1980-х в "Литературной газете", рассказала о том, как сведения из "Черной книги" были впервые напечатаны в СССР.
"Звонит мне Илья и говорит: "Я нашел "Черную книгу". Я говорю ему "подожди" и бегу вниз. Влетаю в редакторскую и кричу редактору Юрию Поролову: "Оставьте мне свободную полосу, не пожалеете!" Разворачиваюсь, чтобы убежать, но тут в спину слышу вопрос – а что собственно нашла? И кричу в ответ: "Найдена "Черная книга!". Полоса была выделена, и в "Литературной газете" вышла первая в СССР большая публикация о "Черной книге".
Затем, по словам Елены Якович, был создан НПЦ "Холокост". "Слово "Холокост" тогда не было широко известно, поэтому название пришло само собой. Мы пришли к М. М. Гефтеру и рассказали об этом и он согласился стать президентом фонда" – рассказала Е. Якович.
Историк Геннадий Костырченко, познакомившийся с И. Альтманом в 1991 г., когда тот пришел в ЦГАОР, узнав, что обнаружены новые документы, связанные с "Черной книгой", отметил, что за прошедшие двадцать лет команда НПЦ "Холокост" смогла сделать очень много. "Это говорит само за себя!", – подчеркнул Г. Костырченко, пожелав сопредседателям Центра "Холокост" Илье Альтману и Алле Гербер дальнейших успехов.
Андрей Сорокин рассказал о том, как в 2005 г. во время презентации зарубежной энциклопедии Холокоста договорился с И. Альтманом о подготовке российской Энциклопедии Холокоста, охватывающей территории, которые были "белым пятном" для западных исследователей.
Историк Леонид Прайсман подчеркнул, что одним из основных итогов деятельности Центра "Холокст" стало то, что этот название известно не только среди узкого круга ученых, но и среди широких масс населения, в том числе и за счет проводимых НПЦ конкурсов школьных и студенческих работ, а также поездок на места массовых расстрелов.
Координатор проекта "Вернуть достоинство" Юрий Домбровский заметил, что готов идти с И. Альтманом в разведку, подчеркнув, что хождение по чиновничьим кабинетам, которое они прошли вместе, гораздо сильнее, чем поход в разведку.
Полномочный министр посольства государства Израиль в РФ Ольга Слов поблагодарила НПЦ "Холокост" за его деятельность и выразила надежду на то, что сотрудничество между посольством и Центром будет продолжаться и в будущем.
Сам Илья Альтман рассказал, что центр "Холокост" возник после выставки, посвященной Еврейскому антифашистскому комитету, прошедшей в 1992 году. Он также рассказал о ежегодных поездках в Брест, которые НПЦ осуществлял в 2002-2010 гг., когда школьники и студенты – участники конференций НПЦ встречали 22 июня в Брестской крепости, слушали рассказы о Брестском гетто из уст одного из немногих выживших евреев – Романа Левина.
Он также рассказал о ведущихся сотрудниками НПЦ разысканиях в архивах министерства обороны, из которых явствует, что сведения о Холокосте активно публиковались в армейской печати, и солдаты и офицеры РККА хорошо представляли что такое Холокост.
Сопредседатель НПЦ "Холокост" также представил недавно изданную в рамках Российской библиотеки Холокоста книгу Елены Ивановой, внучатой племянницы Достоевского, собиравшей в 1960-х материалы о Холокосте в Брянской области.
Артист Театра на Таганке Игорь Пехович прочел стихотворение Переца Маркиша, посвященное убийству главы ЕАК С. Михоэлса, а певец Гия Бешатаишвили исполнил несколько песен из репертуара еврейских певцов прошлого.
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 16 дней
до 10 Кислева -
24 Хешвана
578525 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
К 20-летию центра “Холокост”
Главная / К 20-летию центра "Холокост"