РОШ-А-ШАНА: 1 – 2 тишрея (9-10 сентября 2010)
5771 лет назад Всевышний сотворил Адама: так возник человеческий род и началась человеческая история. Празднуя этот день, мы раскаиваемся в том плохом, что было совершено в прошлом. Мы не хотим тащить этот тяжелый, разрушающий нашу жизнь груз в Новый год и просим Всевышнего помочь избавиться от него. Мы надеемся, что предстоящий год будет сладок, как сладко яблоко с медом на новогодней трапезе.
Более подробно о празднике вы сможете узнать на сайте WWW.SHOFAR.RU
ЙОМ КИПУР: 10 тишрея (18 сентября 2010)
Йом кипур – единственный из постов, который одновременно является и праздником. Пост – в знак нашего сокрушения от своих грехов, праздник как надежна на милосердие и прощение. В Рош Ашонэ выносится приговор Всевышнего о жизни каждого человека, Йом Кипур учит нас, что изменить жизнь никогда не поздно, что Всевышний готов изменить Свое определение, видя нашу решимость прожить наступивший год лучше, чем ушедший. Но должна быть решимость.
СУККОТ: 15-21 тишрея (23-29 сентября 2010)
В Суккэс читаются молитвы, во время которых в руках держат ветвь финиковой пальмы, две веточки ивы, три веточки мирта и этгор – цитрусовый плод, похожий на крупный лимон. Этот букет – символ единства еврейского народа. Изучающие Тору и творящие добро – этот этрог () плод с прекрасным вкусом и ароматом). Изучающие Тору, но не прославленные добрыми делами – это финики (сладкие, но лишенные аромата).Ведущий достойную жизнь, но не изучающие Тору – это мирт (растение с тонким ароматом но несъедобное). И наконец те, кто далек от Торы и чью жизнь трудно назвать образцовой – это ива (веточки без запаха, в которых вкус может найти только коза), однако и он включен в наш еврейский букет: без них он был бы не полон.
ШМИНИ АЦЕРЕС и СИМХАТ ТОРА: 22 и 23 тишрея (30 сентября – 1 октября 2010)
За год в синагоге полностью прочитывается Тора – все пять ее книг.
В день Симхас Тойрэ завершается годичный цикл чтения и сразу же начинается новый. Название праздника переводится как «Радость о Торе». Симхас Тойре – праздник любви к Торе. Кульминация его – танцы со свитками.
ХАНУКА: 25 кислева – 2 тевета (2-9 декабря 2010)
Во втором веке до н.э. эллинистические завоеватели захотели покончить с иудаизмом. Евреи восстали, освободили Иерусалим и освятили оскверненный Храм. При этом залитое в храмовый светильник масло, которого хватало только на один день, горело восемь дней. В память об этом чуде зажигаются свечи: в первый день праздника одна, во второй две и так далее; в восьмой (последний) день праздника зажигаются восемь свечей.
ПУРИМ: 14 адара (20 марта 2011)
Пурим – праздник спасения еврейской общины Персии в IV в. до н.э. от, казалось бы, неизбежного уничтожения. Но это и праздник спасения еврейских общин во всех странах рассеяния на протяжении всей нашей истории. Это праздник жизни еврейского народа и посрамления наших врагов. Во время чтения Свитка Эстер пуримские трещотки заглушают имя Амана, вобравшее в себя имена всех ненавидящих нас злодеев. Пурим – праздник искрометного веселья, карнавальных представлений пуримипилей и трапеза с хорошей выпивкой.
ПЕСАХ: 15-22 нисана (19-26 апреля 2011)
Пейсах – праздник исхода из Египта. На сейдере – церемония празднования – читается «Пасхальная агода», повествующая о событиях исхода и комментирующая их. Агода призывает и даже обязывает каждого из собравшихся внести свой вклад в праздник: «умножить рассказ об Исходе». «Рабами были мы фараону в Египте, и вывел нас оттуда
Б-г, Господин наш, рукою сильною и мышцею простертой. Если бы Пресвятой, да будет Он благословен, не вывел бы отцов наших из Египта, то и мы, и дети наши, и дети наших детей остались бы рабами фараону в Египте. И даже, если бы мы все были мудры, разумны и сведущи в Законе, все равно мы были бы обязаны рассказывать об Исходе из Египта. И всякий умножающий рассказ об Исходе достоин похвалы».
ШАВУОТ: 6-7 сивана (8-9 июня 2011)
Швуэс – праздник Дарования Торы. Г-сподь даровал нам Тору на горе Синай, признав нас к служению Ему. Выполняя заповеди Торы, мы освящаем мир, возвращаем его Всевышнему как место исполнения Его воли. В первый день праздника в синагогах читаются Десять заповедей.
ДЕВЯТОЕ АВА: 9 ава (9 августа 2011)
17 тамуза (24 июля) 70 г. после длительной осады римляне проломили стены Иерусалима и ворвались в город. Начались уличные бои. 9 ава Иерусалим пал , Храм был разрушен. В этот день – самый скорбный день календаря – в разные годы происходили трагические события, определявшие еврейскую историю. 9 ава – день, притягивающий несчастья. Семнадцатое тамуза – «малый пост», он продолжается с утра и до вечера. Девятое ава – «большой пост», он продолжается сутки.
СУББОТА (ШАБАТ):
В отличие от прочих праздников, празднуемых раз в год, суббота – еженедельный праздник. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай… День же седьмой – суббота – Господу Богу твоему». В канун субботы, как и в канун других праздников, зажигаются свечи. На месячных разворотах приводится время зажигания свечей в Москве. Время зажигания свечей в других городах вы можете увидеть в конце календаря.