Творец распорядился так, что единственной по-настоящему древней частью греческого города Верии, дошедшей до наших дней, является еврейский квартал Барбута. Очень мило и чисто, но для ощущения комфорта и света не хватает детского смеха, сохнущего белья, звуков и запахов человеческого присутствия и тепла. Оно прекратилось в 1943 году, когда из 800 еврейских жителей города 600 были отправлены в Освенцим. Спаслись те, что убежали из города в горы. Вернулось около шестидесяти человек, но позднее и они оставили город.
Так закончилась более чем двух тысячелетняя история еврейской общины Верии. В материальном мире остался квартал и синагога. Здание было отремонтировано в 1850 году, и, не смотря на то, что многие синагоги в Греции были разрушены в конце ХХ века, это было возвращено общине и существует до сих пор. Общины в городе нет, ключи от синагоги у Эзры Баколы, проживающем в Салониках. Когда есть желающие, он приезжает, открывает и рассказывает о судьбе евреев Верии. Показывает вещи, оставшиеся от общины: чемоданы, книги, фото. Рассказывает о письмах, которые современные школьники написали детям, депортированным в Освенцим в 1943 году. Показывает ковчег для свитков Торы – ободранный, страшный своей пустотой. В нем память о чистой молитве и обожженная, порванная на части, душа еврейской общины.
Евреи поселились в Верии больше двух тысяч лет назад. Как это не парадоксально, первое письменное упоминание об общине, мы встречаем в описании путешествий апостола Павла. Он пришел в этот регион заниматься миссионерской деятельностью, но потерпел фиаско – евреи остались евреями.
Община евреев-романиотов пережила завоевание города болгарами, норманнами, франками, сербами, османами… И все это время процветала. В 1700 году в Верии жило около 2500 евреев. Именно с тех пор сохранились разноцветные двухэтажные домики. Их внешние стены образовали крепостную стену квартала. Для входа был оставлен проем – ворота. Именно через них евреи Верии начинали свой путь в Освенцим.
На выходе из еврейского квартала мы встретили пожилого грека по имени Никос. Он с большим удовольствием декламировал на иврите Псалмы. Видимо, кроме него уже никто не скажет эти святые слова на святом языке в городе, где евреи прожили больше двух тысяч лет.
Автор: Анна Нисневич
Читайте также