Гетеборг – второй по величине город в Швеции, более полумиллиона жителей. Это чистый европейский город, красивый и тихий, его исторический центр не пострадал во время войны. На этой неделе я побывал в нём впервые, как и вообще в Швеции. Мой визит продолжался менее суток, за это время я прочитал там две молитвы и послушал урок по хасидизму, я успел также побывать в важном месте для истории Хабада. И когда я через Франкфурт летел обратно в Москву, я лучше, чем прежде, понял объяснение Ребе, данное одной из интересных проблем нашей недельной главы, главы Пинхас.
Вечернюю молитву вторника я молился поздно вечером (или скорее рано утром) в Бейт-Хабаде Гетеборга. Наутро, после окунания в прекрасной микве города, шалиах в городе р.Александр Немдер предложил мне: «Поедем в еврейский дом престарелых. Там есть один еврей, который сидит «шива», в трауре, и я собираю для него миньян, чтобы он мог сказать кадиш». Так я прочитал утреннюю молитву в старом еврейском доме престарелых. Молитву вели по европейскому, немецкому нусаху, я не слышал его уже много лет. Рав Немдер и его дети помогали пришедшим накладывать тфилин, найти место в сидуре, приветствовали входящих как своих близких друзей.
На обратном пути р.Немдер рассказал мне, что когда ребе Раяц покидал Европу, он проехал через Гетеборг. Из Стокгольма он приехал на поезде в Гетеборг, а отсюда отплыло американское судно «Дартингхелм», и через двенадцать дней он прибыл в безопасные США. «Можно увидеть это место?» – спросил я, и р.Немдер, ни говоря не слова, повернул и мы приехали в городской порт. Мы вышли из машины и встали возле того места, где 79 лет назад предыдущий Ребе взошёл на борт корабля, чудом спасшись от нацистов.
Рав Немдер и его дети пели нигун Дня освобождения 12 тамуза, я прочитал главу из Тании около волн, бьющихся о причал. Я думал о том, как предыдущий Ребе ценой самопожертвования поддерживал еврейскую жизнь в СССР, как он спасся от коммунистов, как через десять лет спасся от нацистов, и как, сойдя с корабля в США, он провозгласил: «Америка – это не другой мир!» И как в США он создал ешивы и хасидские образовательные учреждения, и как он заботился обо всех евреях…
Во время завтрака, довольно поспешного, я расспрашивал р.Немдера о его истории. «Мои родители, по благословению Ребе, переехали жить в Италию, чтобы найти работу. Детей они отправили учиться в школу Хабада, и там мы познакомились с семьёй Лазар. И благодаря любви и участию этой семьи мы укрепились в Торе и соблюдении заповедей и стали хасидами Хабада. После моей свадьбы Ребе послал нас сюда, в Гетеборг, и вот уже тридцать лет мы здесь в шлихуте – пока Машиах не возьмёт нас в страну Израиля».
«Зайдём на урок хасидизма, который я провожу каждое утро в это время», – пригласил меня р.Немдер. «Это время» – школьные каникулы, когда в Бейт-Хабаде проводятся лагеря для детей шалиахов из городов Европы. Рав Немдер, его жена и дети делают всё для того, чтобы участники этих лагерей вернулись к родителям полными радости и хасидской энергии. Мы пришли во двор Бейт-Хабада, где уже находилось около семидесяти девочек. Рав Немдер пригласил меня «рассказать немного о шлихуте в Москве». Само собой, я рассказал о друге детства р.Немдера – раве Лазаре, ныне Главном раввине России. Потом р.Немдер горячо говорил о хасидизме, читал отрывки из сборника высказываний Ребе о шлихуте и рассказывал хасидские истории. Общей темой беседы в этот день было хасидское объяснение, которое дал Ребе заповеди «Не стой на крови ближнего твоего». По простому смыслу эта заповедь означает «когда ближний в опасности, не стой равнодушно!» Кровь, говорит Ребе, животворит тело, она несёт тепло. А что животворит еврея и несёт ему тепло? Тора и заповеди. Поэтому второй смысл этой заповеди – «когда ближний в духовной опасности, когда жизненная сила Торы и заповедей иссякает в нём, не стой равнодушно!» Ты можешь спасти его душу, ты можешь оживить её. И если именно ты увидел опасное состояние этого ближнего, значит, именно ты и должен помочь ему. Ведь не для того Всевышний дал тебе это увидеть, чтобы ты просто огорчился, но для того, чтобы ты действовал. Причём к спасению души нужно относиться так же, как к спасению жизни – вкладывать все силы и даже рисковать собой.
Рав Немдер говорил, а я смотрел на девочек и видел, что они понимают, о чём речь. Ведь они – дочери шалиахов, и они видят, как их родители вкладывают все силы и средства в деятельность ради других евреев…
*
В конце предыдущей недельной главы Балак рассказывается о поступке Пинхаса, который защитил честь Всевышнего и спас евреев от наказания за грех с дочерьми Моава. А в начале главы Пинхас рассказывается о награде, полученной им: «Я даю ему завет мира, ему и потомству его после него – завет вечного священства». Многие комментаторы спрашивают: почему именно Пинхас получил такую исключительную награду? Ведь и Моше спасал евреев от гнева Всевышнего, и не раз, и тоже готов был пожертвовать собой. Однако когда Моше (согласно мидрашу) попросил у Всевышнего, чтобы его потомки унаследовали его пост, Всевышний ответил отказом, и назначил руководителем народа ученика Моше, а не его потомка. Почему же потомки Пинхаса получили наследственное священство?
*
В продолжении объяснения заповеди «не стой на крови ближнего своего» в своей беседе Ребе объясняет разницу между служением Моше и служением Пинхаса. Моше отвращал от евреев гнев Всевышнего посредством молитвы, духовного действия. Пинхас же пошёл на смертельно опасное дело, он вышел на бой с главным грешником и убил его – и это побудило евреев к раскаянию. Моше был готов, чтобы «его имя было стёрто из Торы», однако это духовное самопожертвование. Пинхас же был готов на самопожертвование в прямом смысле слова: на то, что его убьют в единоборстве. Тем не менее Пинхас не колебался, когда узнал, что вот сейчас кто-то должен пойти и вступить в опасный бой. За это он и получил такую из ряда вон выходящую награду.
*
Вспоминая жизнь ребе Раяца в СССР, его самопожертвование ради евреев, мы уже не удивляемся той чудесной награде, которую он получил – возможность воспитать десятки и сотни хасидов, а теперь уже десятки тысяч. И все они слушаются голоса Ребе и «не могут стоять на крови ближнего своего», а готовы сделать для другого еврея всё в материальной и духовной сфере. И цель их одна: приближение Избавления, приход праведного Машиаха и строительство Третьего храма в скором времени, в наши дни.
Гут шабес
Шия