Покинув Советский Союз в 1927-м году, Предыдущий Ребе – рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон (Райац) – поселился в Риге. Двое хасидов из далекого города сумели добраться до Латвии, чтобы встретиться с ним. Один из них первым зашел в кабинет Ребе на частную аудиенцию. Ответив на вопросы хасида и дав ему благословение на успех, Ребе начал расспрашивать о еврейской жизни в его городе.
Хасид ответил, что, слава Б-гу, миньян собирается на молитву регулярно, приходит немало людей, перед молитвой проводится урок по хасидизму. Большинство евреев в городе далеко не хасиды, но многие горят желанием услышать хасидскую мысль, какое-нибудь хасидское учение. Многое еще требуется выполнить, но дело движется.
Выслушав хасида, Ребе Райац дал ему несколько рублей и сказал, что таким образом он хочет принять участие в этой замечательной работе.
Выйдя из кабинета Ребе, хасид пересказал своему товарищу эту беседу и сказал, что получил некоторое количество денег от Ребе. Второй хасид ответил: “Да ведь ты же все здорово преукрасил. Если бы ты рассказал все как есть, Ребе дал бы тебе больше денег”. И он тоже отправился на аудиенцию.
Та же история повторилась и с ним. Ответив на вопросы хасида, Ребе спросил его, что происходит у него в городе. Тот ответил: “Наш город не похож на хасидские городки России. Собственно, как раз те, кто хочет убежать от хасидского и вообще от религиозного пути, переезжают в наш город и его окрестности. У нас есть музеи, опера, пивные. Нехорошее это место, чтобы растить в нем хасидских детей. Миньян хоть и собирается, но на молитву приходит ничтожная часть евреев”.
Ребе поблагодарил его за отчет, но никаких денег ему не дал. Хасид не мог скрыть своего изумления и, не удержавшись, воскликнул: “Как же это, когда мой товарищ нарисовал тут розовую картинку, Ребе дал ему денег, а когда я рассказал правду, Ребе не дал мне ничего?!”
Ребе Райац ответил: “Неужели ты думаешь, что мне нужна твоя информация о том, что происходит у тебя в городе? Я знаю в точности, что там у вас творится. Но я хотел унать, из какого города ты: того, где “дело движется”, или того, где все плохо!”
Источник: Колель.ру