На лицо Симоны Синьоре можно смотреть бесконечно, как на огонь или воду. От него невозможно оторвать глаз, и не только его красота притягивает взгляд – человеческая значимость, цельность, тайна и тень трагедии, легшая с юности на ее лицо.
Казалось, что она родилась сразу взрослой и у нее смолоду была царственная, тяжеловесная стать и красота, которая заставляла замолкать при ее появлении. «Я сидел спиной к входу, и вдруг в кафе воцарилась странная тишина. Напряженная и тяжелая до такой степени, что я в какой-то момент подумал, что в кафе вошло гестапо. Но это было совсем иное. То была – Симона Синьоре, она была в такой степени хороша собой, что абсолютно все умолкли и в тишине все следили глазами за силуэтом молодой девушки, проскользнувшей меж столиков». Так описывает молодую Симону один из ее современников.
Настоящая фамилия Симоны Синьоре – Каминкер, она родилась 23 марта в 1921 году в Висбадене, в зажиточной еврейской семье доктора права и получила прекрасное домашнее образование и воспитание. Вскоре Каминкеры переехали на юг Франции. Начало войны разорило семью, их дом конфисковали, и семья переехала в Париж. Отец всю войну провел в Англии, работая на радио и Симона, чтобы поддержать мать, пошла работать машинисткой в газету «Новые Времена».
Вечера юная Симона проводила в кафе «Де флер», где собирались блестящие молодые интеллектуалы и поэты. В Париже кафе посещают не только для того, чтобы поесть или выпить. Кафе для парижан – место бесед и встреч, там можно бесконечно сидеть с чашечкой кофе, книжкой, альбомом и карандашом, знакомиться и проводить долгие часы в беседах с друзьями. Обычный для парижанина вопрос: «В каком кафе сидите?». Сидели в «Ротонде», в «Куполь», в «Доме», и у каждого кафе была своя атмосфера, правила, посетители и все были знакомы друг с другом. Именно в кафе «Де флер» и состоялось знакомство Симоны, посещавшей драматические курсы и с детства мечтавшей быть актрисой, с известным режиссером Ивом Алегре.
Они поженились и Симона, взявшая псевдоним Синьоре, вскоре стала играть главные роли в фильмах своего мужа и других известных режиссеров. Прошло совсем не много времени, и она становится одной из самых заметных актрис Франции. С рождением дочери семья перебирается в Сен-Поль-де-Ванс , поближе к теплу и морю. Этот маленький городок облюбовала парижская богема, уехавшая на юг Франции подальше от голода и послевоенных лишений. В кафе «Золотая голубка» собиралась та же кампания, что и в Париже. Жизнь Симоны была благополучной – жизнью обеспеченной жены известного режиссера.
«Посреди двора, окруженная стаей голубей, стоит молодая женщина. Она улыбается, как девушки на старинных картинах итальянских мастеров… Я знаю, что стоит подойти к ней, стараясь не спугнуть голубей, и сказать две-три фразы – просто так, чтобы она повернулась ко мне… Это был счастливый день. И всякий раз, когда я вспоминаю его, передо мной возникают светлые волосы, блики солнца, голуби и Симона, в синих брюках и белой кофте с отложным воротничком, она взглянула на меня и поняла, что я иду к ней». Такой увидел впервые ее Ив Монтан летом 1949 года.
Их представили друг другу в «Золотой голубке». Они были такими непохожими, что казались людьми с разных планет. Ив родился в Италии в нищей, рабочей, еврейской семье, его настоящая фамилия Леви. Отец Ива был членом коммунистической партии, и после прихода в Италии к власти фашистов, семья Леви была вынуждена в 1924 переселиться в Марсель. Жили бедно, Иву не удалось окончить школу, с 11 лет, прежде чем стать знаменитым шансонье, Монтан успел поработать грузчиком, шофером, официантом и парикмахером.
Стать знаменитым певцу помогла Эдит Пиаф, у которой он прошел великолепную артистическую и жизненную школу. Монтан появился в Сан-Поль-де-Вансе еще раз и несколько часов прождал появления Симоны в «Золотой голубке». А потом он приехал еще раз, и они провели вместе 4 дня, которые разделили ее жизнь на «до» и «после».
«За эти четыре дня произошло непоправимое, как будто удар молнии сверкнул. В течение нескольких недель мы все старались как-то приспособиться, а потом, когда мы приехали в Париж, Монтан сказал мне, что или я собираю вещи и переезжаю к нему, или все кончено. Я собрала маленький узелок. Поломать и изменить свою жизнь и жизнь близких людей трудно и жестоко, но бывает, что это предопределено свыше».
Им было по 28 лет. Они сыграли свадьбу, конечно, в «Золотой голубке», и в этот день голуби залетели внутрь кафе, и одна голубка села Симоне на голову, развернув крылья и все решили, что это хороший знак.
Ив и Симона поселились в Париже втроем с маленькой дочкой Симоны Катрин. Она писала, что в их доме с приходом Ива закончилась теплая вода: теперь был только лед и кипяток. Они жили как на пороховой бочке, бурно ссорились, бурно мирились, их связывала страсть, которая никому другому не оставляла места.
Симона забросила свою карьеру, отказываясь от ролей, она ездила с ним на гастроли, сидела на репетициях, стояла за кулисами во время спектаклей. Она старалась дать мужу все, что знала сама, учила его хорошим манерам, заставляла читать хорошие книги, а ей самой было достаточно ее места в восьмом ряду, где она всегда сидела на монтановских концертах. Монтан говорил «сознание того, что Симона в зале, было высшим счастьем, которое поддерживало меня».
Как-то раз Ив репетировал дома. Симона, как всегда, была рядом, слушала, как он поет и вязала. Злясь и раздражаясь он сорвался на жену и крикнул сгоряча: «Чем ты занимаешься? Все сидишь, вяжешь? Говоришь, что не снимаешься, потому что не хочешь, а тебя уже просто не приглашают».
Она молча встала, отложила вязанье, спокойно подошла к телефону, набрала номер и сказала «Я согласна сыграть роль в вашем фильме. Контракт подпишу завтра». И, слава Б-гу, что в тот день Ив Монтан был не в духе, а то бы мы не увидели ни «Терезу Ракен», ни «Золотую каск», ни один из самых трагических и прекрасных фильмов о любви – «Путь наверх» главную роль в котором Симона Синьоре получила премию «Оскар» в 1959 году.
Ее пригласили на церемонию вручения, а Монтана выступить с концертом. В Америке Монтан был прежде всего мужем знаменитой актрисы и его артистическая судьба зависела от первого концерта. И он с честью выиграл это сражение. Восторженные отклики в газетах, именитые гости на концертах и приглашение сняться в одном фильме с главной дивой Голливуда Мерилин Монро в фильме «Давай займемся любовью».
А дальше судьба Симоны вторично делает крутой вираж.
Ив и Мерилин, играющие на экране любовников, становятся ими и в жизни. Газетчики и продюсеры хватаются за эту сенсацию, с удовольствием раздувая скандал.
Вспоминает Симона. «Журналисты вцепились в нас – Артура Миллера, Ива Монтана, Мерилин Монро и меня заставили играть роли, которые мы не учили, в пьесе, которую мы не читали. Они и представить себе не могли, что мы пережили за эти четыре месяца. Без них не было злой разлучницы-блондинки, жгучего брюнета, книжного червя и вызывающей восхищенье замкнутой достойной супруги – тех театральных амплуа, которые они нам навязали».
Симона, связанная контрактом, улетает на съемки. Она посылает Иву письмо, где ни единого слова упрека, а только вырезки из газет с фотографиями его и Мерилин. «Это было ужасно. Потом все улеглось. Но только внешне. Я видел, что она разбита, глубоко опечалена сознанием того, что десять потрясающих лет, которые мы прожили вместе, оказались омрачены. Я раскаивался… Но жизнь не переделаешь, надо продолжать жить», – вспоминал Ив Монтан свое возвращение в Париж.
Никогда, ни разу, даже во время вспыхивающих между ними ссор, Симона не вспомнила Иву эту историю, она вычеркнула ее из памяти, но ее жизнь стремительно покатилась под откос.
Ей было 39 лет. После истории с Мэрилин, она хоть и выглядела как живая женщина, но измены мужа не пережила. Она отгородилась от жизни алкоголем, и за считанные годы из белокурой счастливой красавицы она превратилась в свою тень. Погрузнела, постарела и, казалось, что она целенаправленно губит свою красоту, не желая сопротивляться ни возрасту, ни пагубному пристрастию. Она позволила себе состариться. Даже не раньше срока, а наперекор всему. Когда ее друзья старались помочь, она только отмахивалась: «Я старею так же, как все женщины, никогда не бывшие актрисами», и добавляла, «что это нормально, что с возрастом женщины стареют, а мужчины – мужают».
Непостижимо, но она, казалось, нисколько не страдала по поводу утраченной красоты, а даже с каким-то вызовом выставляя напоказ эти утраты. Она с удивительным достоинством представала на экране «святым чудовищем», как будто дословно воплощая это французское определение по отношению к великим актерам. И ее продолжали приглашать сниматься, и продолжали сыпаться кинематографические премии, она по-прежнему оставалась любимой и лучшей актрисой Франции.
«После того, как я соглашаюсь на роль, где-то внутри меня происходит химическая реакция. Образ рождается постепенно, начинает жить во мне, а я не вмешиваюсь. Чем старше я становилась, чем больше переживала счастья и горя, тем легче мне было играть».
Один из последних ее фильмов «Вся жизнь впереди» – оскароносная экранизация одноименного романа французского писателя Ромена Гари. Пронзительная, трогательная, мудрая, полная любви история мадам Розы, старой еврейки пережившей Освенцим, хозяйки приюта для детей проституток, снятая израильским режиссером Моше Мизрахи. Фильм собрал много наград, а Симона получила премию «Сезар», как лучшая актриса года.
Под конец жизни ее отгороженность от действительности становится буквальной – она почти ослепла, отказываясь от операции по снятию катаракты.
Она ушла из жизни 30 августа 1985 года. После ее смерти, Монтан, всегда оставлял во время концертов и спектаклей пустое место в восьмом ряду, «её место».
Ив Монтан пережил Симону на шесть лет. В его жизни появилась молодая женщина, которая родила ему сына. Но когда у него спросили, что в его жизни не состоялось, он ответил: Я хотел бы умереть раньше Симоны».
Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года во время съёмок. Он похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с Симоной Синьоре.
Они снова оказались вместе.
Автор: Юлия Королькова
У Симон Синьоре отец польский еврей Каминкер, мать – француженка из Прованса, её девичья фамилия Синьоре. У Монтана настоящая фамилия не Леви, а Ливи. Евреем он не был, хотя и приходилось во времена Виши доказывать, что Ливи и Леви не одно и то же.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Simone_Signoret
https://fr.wikipedia.org/wiki/Yves_Montand
Текст очень интересный. Но, послушайте, нельзя же так безграмотно! Ну най
Текст очень интересный. Но, послушайте, нельзя же так безграмотно! Ну най
Очень понравилась статья о Симон Синьоре, даже потрясла! Спасибо. Мериллин Монро назвала её некрасивой! Очень необъективно! Буду
ждать ваших новых работ!
Спасибо Юлия!Мне было интересно,т.к. вы написали о кумирах моего детства. Жду следующие с нетерпением.
Это была грандиозная эпоха в мировом кино. Кстати, Ромен Гари – французский писатель, это наш Саша Кацев. Которого Евтушенко назвал “Летающий Еврей” – Ромен был военным летчиком британских ВВС.
Spasibo! Chitaetsia s interesom. Jdu sleduiushiee! Vi molodec!
Спасибо, Юлия Королькова за прекрасную статью о Симоне Синьоре. Она была замечательной актрисой. Умной и красивой женщиной. А глаза…
Интересные тексты, с удовольствием прочла уже несколько статей. Но орфография и пунктуация! Можно же нанять редактора, на худой конец… Очень режет глаз безграмотность.
И ещё, наверно, лучше перепроверять информацию – см.выше комментарий о происхождении Ива Монтана и “псевдониме” Симоны Синьоре.
отец Монтана был еврейского происхождения. коммунист по убеждениям
Конечно людям любой национальности приятно узнать о выдающихся своих соплеменниках. Но, в конечном итоге, какая разница какой национальности человек, если это достойный и выдающийся человек. Любой порядочный и умный человек считает своим человека любой национальности, если это достойный , честный и талантливый человек. И в то же время любому порядочному и честному человеку неприятно узнавать о негодяях его национальности. Умный человек, узнав о негодяемне своей национальности никогда не будет считать, что все люди этой национальности такие же негодяи,