Когда Всевышний сообщил Аврааму, что у него родится сын Ицхак, ответил Авраам: “О, лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою”. То есть Авраам сказал, что ему было бы достаточно, если бы по крайней мере Ишмаэль “жил пред Б-гом”, то есть был богобоязненным. Однако Всевышний ответил ему, что нет, но именно “в Ицхаке наречется твое потомство”.
В Мидраше сказано, что Агарь, мать Ишмаэля, была праведницей. Будучи дочерью египетского фараона, она покинула царский дворец и променяла его на жизнь служанки в доме Авраама. Поступки ее были настолько цельными, что были сравнимы со службой воскурений (кторет) в Храме, за что ее и прозвали Ктурой. Понятно, что и сына она воспитывала в том же духе. Поэтому Авраам был готов довольствоваться Ишмаэлем, возлагая на него большие надежды. Почему же Всевышний не согласился на это, зачем Ему понадобился Ицхак?
Есть два существенных различия между Ицхаком и Ишмаэлем. Рождение сына Агари было вполне обычным и естественным, Ицхак же родился настолько чудесным образом, что даже Авраам не готов был поверить, что это случится. Союз между Ишмаэлем и Б-гом, союз обрезания, был заключен, когда мальчику было тринадцать лет, в этом возрасте ребенок все понимает, а Ицхак был обрезан восьмидневным, еще ничего не смыслящим.
Ишмаэль символизирует собой природу, естественный порядок вещей. Даже тогда, когда появилась прямая связь между ним и Б-гом, она образовалась в рамках, доступных человеческому разуму. Это связь, по сути зависящая от меры знания и постижения человека. Конечно, это тоже хорошо, но не в этом суть еврея.
Еврейский народ по сути своей является сверхъестественным народом. И это должно было проявиться и в том, что народ Израиля произойдет от того, чье рождение свершится чудесным, сверхъестественным образом. Связь еврея с Б-гом тоже находится вне рамок разума. Поэтому родоначальник еврейского народа должен был пройти обряд заключения союза с Б-гом еще до того, как мог что-либо понимать и анализировать.
Всевышний не захотел довольствоваться связью, существующей между Ним и Ишмаэлем, связью внешней, ставшей результатом воспитания и атмосферы, окружающей ребенка. А что делать, если такое воспитание не будет обеспечено, а собственное сознание человека вовсен е будет вызывать стремления к Б-гу? Поэтому-то Он захотел, чтобы появился Ицхак, символизирующий связь, которая выше разума, связь, заложенную в сущность человека. Еврей связан с Б-гом независимо от своего воспитания, образования, идеологии.Он связан с Творцом уже в силу того факта, что он еврей. И даже не получив еврейского воспитания – в глубине души он верит во Всевышнего и связан с ним, как сын с отцом!
В этом заложен глубокий смысл, лежащий в основе системы еврейского воспитания. Невозможно заложить в ребенка еврейское сознание, лишь базируясь на доводах разума, и полагаясь на то, что ребенок выберет путь еврейства в силу разумения. Такое сознание весьма ограничено и к тому же многим обусловлено, и ему недостает стабильности и постоянства.
Еврейское сознание следует прививать как нечто независящее от меры понимания и постижения, как нечто фундаментальное, коренящееся в самой сути, превыше всякого вопроса и сомнения. Это и есть наследие Ицхака для каждого из нас.
Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение