Иудаизм – не религия, а жизненный путь
8 января – 22 тевета
Сегодня в выпуске:
Недельная глава Торы – "Шмот" (из архива еженедельника "Восхождение")
Еврейская неделя еврейский календарь на будущую неделю, в нём указаны основные уроки, которые принято учить в этот день (Тора, Псалмы, Танья, Рамбам), а также значимые для еврейского религиозного мира события, которые произошли в этот день.
24 тевета – день памяти Алтер Ребе – автора книги "Танья"
28 тевета – день рождения ребецн Ханы Шнеерсон – мамы Люьавического Ребе
Готовимся к 10-му швата
1. Недельная глава Торы – "Шмот" (из архива еженедельника "Восхождение")
«Вот имена сынов Исраэля, пришедших в Египет» (Шмот 1:1)
В начале главы «Шмот» говорится о тех временах, когда гнет рабства усилился, а праведники, сыновья Яакова, уже оставили наш мир. Раши приводит мидраш, где дети нашего праотца сравниваются со звездами. Всевышний выпускает каждую на небосклон, называя ее по имени и ведя общий счет – и принимает назад, тоже по именам и по счету. Когда родоначальники 12 колен, оставив этот мир, вернулись в Ган Эден, Всевышний тоже сосчитал их и назвал по именам. И то, и другое является признаком большой любви.
Когда мальчик лет пяти учит это место в Торе, он сразу понимает суть дела. Если несколько дорогих для малыша вещей попали ему в руки, он сразу хочет пересчитать их, чтобы знать точное количество. А родители, даже по самому пустяшному поводу, обязательно зовут сына по имени – в этом тоже скрывается любовь.
«Если вещь сосчитана, она не исчезает,» – говорят наши мудрецы. Если какие-то предметы считают вместе, это предполагает наличие у них общего признака. Общий признак звезд в том, что они сияют на небосклоне, что через них Всевышний передает свое влияние в наш мир. То же можно сказать о душах евреев, живущих по Торе, выполняющих приказы Б-га.
У каждой звезды есть прозвище, выражающее ее сущность. Имя еврея тоже выражает его глубинную суть. У каждого из нас особая ступень – никто другой ее не займет, никто этого еврея не заменит.
Мы знаем, что любовь – внутреннее, сокровенное чувство. Почему она нуждается в открытых проявлениях?
Наш мир по природе своей является внешним. Оболочка вещей и явлений видна всем, а их глубинные корни приходится искать. Мы тоже действуем в этом мире при помощи внешних проявлений своей души – сердечных свойств, мыслей, слов и поступков. Лучи теряют силы, пропадают, если прерывается их связь с источником света. Для еврея таким источником является частица Всевышнего, его Божественная душа. Имя – ее отражение во внешнем мире. Каждый раз, когда еврея называют по имени, усиливается связь его внешнего «я» с собственной потаенной сущностью. Мы получаем больше сил, больше света, начинаем лучше понимать волю Творца.
Любовь пробуждает душу. У нее много путей и форм. Когда произносят имя еврея, это влияет на его душу сильней, чем подарки, чем объятья и поцелуи. Все перечисленные вещи зависят от внешних обстоятельств – возраста, симпатий и т.д. Но когда мы произносим имя еврея – его сущность затронута всегда. Она, эта сущность, выше всех условий и ограничений.
Оба этих понятия, количество еврейских душ, и их имена, связаны с Сущностью Творца, откуда берется и то, и другое. Если речь идет о счете, нет разницы между одним евреем и другим. И великий мудрец, и человек незаметный, на этих весах весят одинаково. Они оба евреи, оба несут в своей душе частицу Всевышнего. И это главное, что их объединяет и уравнивает.
Не так обстоит дело с именем. Каждое имя указывает на какой-то важный признак, который не встретишь ни у кого другого. В имени чело¬века – разгадка, зачем эта душа пришла в наш мир, какую задачу ей нужно решить на земле. В книге «Зоар» сказано, что в Ган Эден у еврейских душ имен нет.
Обычно число и имя соседствуют, но не пересекаются. Однако в начале книги Шмот, называя число сыновей Яакова, спустившихся вместе с семьями в Египет, Тора также приводит их имена.
Число, мы уже это выяснили, говорит о равной близости Б-га к каждой еврейской душе. Души, получившие имена, раскрываются на разных этажах мироздания, равенство между ними, по крайней мере внешне, исчезает. У каждой души своя роль и свое имя – но Всевышний все время ведет еврейским душам счет. Божественный счет утверждает равенство детей перед отцом, близость Б-га к каждому еврею, независимо от его места в мире, успехов или неудач.
У души несколько уровней. Какая-то часть ее спускается в наш мир, одевается в тело человека и направляет его поступки. Но «ацмут», сущность еврейской души, не покидает своего места, неот¬делимая от Сущности самого Всевышнего. Влияние Творца, Его жизненная сила, приходит к тому, «нижнему еврею», именно через «ацмут». Связь между ними постоянна.
Однако бывают времена, когда евреи попадают на самое дно этого мира, например, в Египет, в страну рабства. Тогда в западне галута может оказаться не только сам еврей, но и «хайют», жизненная сила Б-га, что его оживляет. Свет пришел, чтобы служить Творцу, а человек расходует его на идолопоклонство…
В таких обстоятельствах Всевышний проявля¬ет свою особую любовь. Одновременно со «светом имени», на который действуют ограничения и ловушки этого мира, в душе еврея начинает раскрываться «свет счета». Сущность еврейской души, неотделимая от Б-га, теперь присутствует здесь, во тьме. Число соединилось с именем, вся сила 600 000 еврейских душ присутствует в душе одного еврея, помогая ломать преграды или шагать через них.
И самая высокая точка Бытия – Творец, будет присутствовать в обыденных поступках еврея, придавая им невиданную высоту.
2. Еврейская неделя
Пятница, 22 тевета (8 января)
Тора: Шмот 4:18 – 4:31Псалмы: 106-107Тания: стр. 99-101Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 2Рамбам (3 главы в день): Законы сосудов. Главы 12-13-14Книга заповедей: повеление 99
5383г (1622г) – «Пражский Пурим» – день спасения общинного секретаря, когда чудесным образом были найдены шторы князя Лихтенштейна, в пропаже которых обвиняли евреев.
5674г (1913г) – йорцайт рабби Авраама Эйгера из Люблина, автора «Шевет ми-Йегуда».
5721г (1961г) – 43 еврея из Марокко погибли, когда небольшое судно «Эгоз», на котором они бежали в Израиль, потерпело крушение недалеко от Гибралтара.
Суббота, 23 тевета (9 января)
Тора: Шмот 5:1 – 6:1Псалмы: 108-112Тания: стр. 101-104Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 3Рамбам (3 главы в день): Законы сосудов. Главы 15-16-17Книга заповедей: повеление 100
Последняя суббота месяца. Тевет. Согласно хасидскому обычаю, перед утренней молитвой Шахарит принято читать книгу «Теилим».
5465г (1705г) – бей Туниса осадил Триполи, угрожая истребить все его население, но был вынужден отказаться от своего решения так как его армия подверглась эпидемии чумы. Раввины Триполи установили местный Пурим в память об этих событиях.
5665г (1805г) – йорцайт рабби Леви-Ицхака – Сиротинского Ребе.
5764г (2004г) – йорцайт рабби Шмуэля Шлезигера – раввина города Кирьят-Ата (Израиль)
Воскресенье, 24 тевета (10 января)
Тора: Шмот 6:2 – 6:13Псалмы: 113-118Тания: стр. 104-105Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 4Рамбам (3 главы в день): Законы сосудов. Главы 18-19-20Книга заповедей: повеление 106
5479г (1719г) – йорцайт рабби Нафтали Каца, автора «Смихат Хахамим», главного раввина Познани.
5672г (1812г) – йорцайт рабби Йосефа из Ямполи
5673г (1813г) – йорцайт рабби Шнеора-Залмана из Ляд, автора книги «Танья», основателя движения Хабад. (см. подробнее ниже)
5597г (1837г) – произошло крупное землетрясение в Эрец Исраэль, унесшее жизни нескольких тысяч человек. Наиболее пострадали города Тверия и Цфат
5686г (1926г) – йорцайт рабби Шмуэля Боренштейна из Сукачёва.
Понедельник, 25 тевета (11 января)
Тора: Шмот 6:14 – 6:28Псалмы: 119 (первая половина)Тания: стр. 105-109Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 5Рамбам (3 главы в день): Законы сосудов. Главы 21-22-23Книга заповедей: повеление 104
5598г (1838г) – йорцайт рабби Моше-Цви из Саврани. Ученик рабби Леви-Ицхака из Бердичева и рабби Баруха Тульчинского. Основал хасидскую династию в Саврани.
5742г (1982г) – йорцайт рабби Шломо Мазуза, автора респонсов «Шоэль у-мешив», «Керем Шломо», и «Хешек Шломо».
Вторник, 26 тевета (12 января)
Тора: Шмот 6:29 – 7:7Псалмы: 119 (вторая половина)Тания: стр. 109-111Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 6Рамбам (3 главы в день): Законы сосудов. Главы 24-25-26Книга заповедей: повеление 96
5576г (1816г) – йорцайт рабби Авраама-Хаима из Злочева – автора книги «Орах лехаим»
Йорцайт рабби Шмуэля-Давид Геймана – автора книги «Зихрн Шмуэль»
Сегодня заканчивается 7-ой цикл изучения Иерусалимского Талмуда по программе «1 лист в день» (а-Даф а-Йоми), который изучается в соответствии с постановлением Совета Мудрецов Торы в 5740г (1980г)
Среда, 27 тевета (13 января)
Тора: Шмот 7:8 – 8:6Псалмы: 120-134Тания: стр. 111Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 7Рамбам (3 главы в день): Законы сосудов. Главы 27-28. Законы миквы. Глава 1.Книга заповедей: повеление 109
5668г – йорцайт рабби Дова-Зеэва Кожевникова – главного раввина Екатеринослава (Днепропетровска).
5731г (1971г) – йорцайт рабби Менаше-Ицхака-Меира Айхенштейна – Жидачёвского ребе
5758г (1998г) – йорцайт рабби Пинхаса Гиршпрунга – главного раввина Монреаля.
Четверг, 28 тевета (14 января)
Тора: Шмот 8:7 – 8:18Псалмы: 135-140Тания: стр. 111-113Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 8Рамбам (3 главы в день): Законы миквы. Главы 2-3-4.Книга заповедей: повеление 109
Те, кто соблюдают обычай поститься накануне Рош-Ходеша постятся сегодня, так как канун нового месяца выпадает на пятницу
5640г (1880г) – день рождения Ребецн Ханы – мамы Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. (см. подробнее ниже)
5741г (1981г) – йорцайт рабби Иссахара-Дова-Бера Розенбойма из Строжниц
5768г (2008г) – йорцайт раббиШмуэля Биренбойма – главы ешивы Мир (Иерусалим)
Пятница, 29 тевета (15 января)
Тора: Шмот 8:19 – 9:16Псалмы: 141-150Тания: стр. 113-115Рамбам (1 глава в день): Законы разводов. Глава 9.Рамбам (3 главы в день): Законы миквы. Главы 5-6-7.Книга заповедей: повеление 109
5555г (1794г) – Местный Пурим еврейской общины города Триполи. В общине Триполи читают свиток с описанием избавления общины от пирата Али Груджи (Бургула).
Принято к готовить дополнительное блюдо в честь Рош-Ходеш, выпадающего в субботу.
5541г (1781г) – йорцайт рабби Исроэля Харифа, автора книги «Тиферет Исроэль».
5650г (1890г) – йорцайт рабби Натана Адлера (второго), автора книги «Нетина ле-Гер»
3. 24 тевета – день памяти Алтер Ребе – автора книги "Танья"
24 тевета – уход из этого мира Алтер Ребе (Старого Ребе) – рабби Шнеур-Залмана из Ляд – основателя движения Хабад и автора книги «Танья». В народе эта книга называется «Письменной Торой Хасидизма». Именно через Алтер Ребе учение хасидизма достигло широкой публики.
В 1812 (5753) году, когда армия Наполеона вторглась в Россию, многие из еврейских руководителей молились за его победу. Алтер Ребе занял прямо противоположную позицию. Дело в том, что многих евреев завлекали обещания Наполеона о равенстве и свободе. И в самом деле. Наполеон намеревался дать евреям все права и свободу, о которой они так мечтали. Однако Ребе видел дальше других, и предупреждал, что это свобода приведет к потере еврейской самобытности и ассимиляции. Он говорил, что если победит Наполеон, то евреям будет хорошо с материальной точки зрения, но в духовном плане это будет катастрофа. Если же победит царь, то евреям будет тяжело материально, но дух еврейский будет процветать. Неудивительно поэтому, что Ребе выступал в поддержку царя и делал все возможное для поражения Наполеона.
В связи с наступлением Наполеона, Алтер Ребе был вынужден оставить город Ляды.
С 29 Ава по 8 Тевета 5753 года Алтер Ребе и его семья, а вместе с ними — десятки хасидов, скитались, пока не прибыли в деревню Пена Сумского уезда Курской губернии. Деревня была велика и насчитывала около трехсот дворов. Многие из больших домов стояли пустыми, поскольку мужчины ушли на войну. Жители этого места были добросердечны и бесплатно дали пропитания и дров всем прибывшим.
Поля военных действий остались позади. Но странствия были тяжелыми и изнурительными, а зима была холодной и жестокой. Алтер Ребе ушел из этого мира 24-го числа месяца тевет. Но еще задолго до этого он объявил своим близким, что в молитве на Рош а-Шана он ясно видел окончательное падение Наполеона.
После ухода из мира Алтер Ребе перевезли в город Гадич, где он был похоронен на берегу реки Песель.
4. 28 тевета – день рождения ребецн Ханы Шнеерсон – мамы Люьавического Ребе
Рабанит Хана Шнеерсон родилась 28 Тевета 5640 (12 января 1880) года в городе Николаеве. Ее родителями были рабби Меир-Шломо Яновский, занимавший место раввина города Николаева и ребецн Рахель дочь рабби Ицхака Пушнича, раввина города Добренка.
Тринадцатого Сивана 5660 (10 июня 1900) года она вышла замуж за рабби Лейви-Ицхока Шнеерсона. В 5669 (1908) году рабби Лейви-Ицхок занял пост раввина города Екатеринослава (ныне Днепропетровска). На протяжении тридцати лет исполнения им должности раввина Екатеринослава ребецн стояла с ним рядом в его святой работе. В дополнение к тому, что ребецн была сведуща в книгах и была образованной женщиной, она хорошо владела русским языком, понимала людей и умела с ними общаться. Этим она внесла немалый вклад в успех своего мужа.
В 5699 (1938) году рабби Лейви-Ицхок был арестован за его активные действия по укреплению Иудаизма в советской России. Вскоре он был осужден на ссылку в город Чили — отдаленный город в Казахстане. Сразу после того, как ребецн стало известно о местонахождении ее мужа, она присоединилась к нему, невзирая на трудности и опасность, связанные с этим. Прибыв в Чили, она сумела облегчить бесчисленные беды и мучения, выпавшие на долю мужа.
В нечеловеческих условиях ссылки ребецн Хана сама, своими руками изготовляла самодельные чернила, доставала бумагу для того, чтобы дать ему возможность писать удивительные открытия в Торе, которые увидели свет только спустя около тридцати лет.
Многие годы боли и мучений пережила она и после периода заключения и ссылки ее мужа, когда, овдовев, ребецн осталась в одиночестве среди миллионов людей, подобных хищным зверям, между теми, кто точил нож на каждого, кто носил фамилию Шнеерсон. Но и тогда она не стала другой. Лицо ее никогда не бывало грустным, а глаза не выражали горечь. Боль свою она хранила в сердце, и не показывала ее никому.
В 5707 (1946) году настал конец ее мучениям и скитаниям. Ребецн Хана отправилась из России в Париж, где ее встречал первый сын с которым ребецн не виделась около двадцати лет. Из Парижа оба направились в Нью-Йорк, где для ребецн начался новый, счастливый период жизни.
В Бруклине ребецн прожила семнадцать последних лет своей жизни. Она ушла из мира в святую Субботу 6 Тишрея 5725 (1964) года и была похоронена в Нью-Йорке.
5. Готовимся к 10-му швата