В Субботу накануне Пурима в синагогах читают особый отрывок из Торы (в дополнение к недельной главе), который называется “Парашат Захор” (“Помни!”). В нем говорится об амалеке – народе, напавшем на евреев сразу после Исхода из Египта, и убивавшем отстающих, отделившихся от лагеря. “Помни о том, что сделал тебе Амалек!” – повелевает Тора и предписывает полное искоренение его.
Это повеление помнить о войне с Амалеком не единожды упоминается в Танахе. На самом деле, оно присутствует в каждой из его частей: и в Пятикнижии, и в Пророках, и в Писаниях. В Талмуде сказано, что намек на это содержится в словах Торы “Запиши это для памятования в книгу!”, где слова “запиши это” подразумевают сам этот фрагмент, являющийся частью Пятикнижия, “для памятования” отсылает к книге Пророков, а “в книгу” указывает на Свиток Эстер, рассказывающий о чудовищном замысле амалекитянина Амана и о его падении.
У Свитка Эстер есть несколько уникальных черт. Об одной из них Рамбам говорит следующее: “Все книги Пророков и все Писания будут упразднены в будущем, в дни Машиаха, кроме Свитка Эстер. Эта книга вечна, как Пятикнижие и как законы Устной Торы”. Одна из причин этому – подтекст повеления “запиши… в книгу!”, делающий написание Свитка Эстер законом Торы.
Все, написанное в Торе, вечно, но почему-то война с амалеком и обязанность помнить о ней подчеркивается в Торе особым образом как нечто непреходящее. Обоснование этого кроется в словах самого Пятикнижия: “Ибо рука вознесена в клятве престолом Г-сподним: война у Г-спода с Амалеком во всех поколениях!”
Амалек, которого Тора называет рейшит-гоим (начатком всех племен), первым из всех напал на народ Всевышнего, подав остальным пример иррациональной наглости (как о нем сказано – “знает Господина и намеренно против Него восстает”). Подобно безумцу, прыгнувшему в котел с кипятком, который сам сварился, но воду охладил (намек на эту аллегорию можно найти непосредственно в повествовании, где слово карха – “застал тебя” – может быть переведено, как “охладил тебя”).
Более внутренний духовный смысл этого заключается в следующем. Семь кнаанейских племен, в прошлом раз и навсегда разгромленные народом Израиля, духовно коренятся в семи Нечистых Сфирот, которые подвластны исправлению. Они соответствуют семи эмоциональным силам, уровням чувст животной души человека, которые человек в состоянии исправить своими силами.
Амалек же соотносится со сфирой Кетер (самым высшим уровнем) Обратной Стороны (совокупности миров сил нечистоты). Качество, ему соответствующее, – хуцпа, “наглость”. И оно в той или иной степени (иногда в легчайшей форме, иногда маскируясь под нечто вполне благопристойное) может быть присуще каждому человеку, на каком бы уровне работы над собой он бы ни находился. И может вынуждать даже человека верующего и знающего о Б-ге пренебрегать Его заповедями или относиться к ним “с прохладцей”.
В отличие от семи уровней чувств, исправление и искоренение этого дурного свойства не столь уж во власти самого человека. Силы на это можно получить, как написано в книге Зогар, от сокровенной святости Всевышнего, путем сокровенного в Торе, через сокровенных в народе Израиля.
Первая победа над Амалеком была достигнута благодаря усилиям Моисея и благодаря связи народа с ним. Аналогичным образом, Аман – прямой потомок Амалека – был побежден благодаря раскаянию евреев, к которому их сподвиг Мордехай. Подобно этому, в каждом поколении мы можем черпать силы для победы над нашим внутренним Амалеком из “сокровенного в Торе” (мудрости Каббалы, раскрываемой в учении Хасидизма), соединяя себя с Праведниками поколения, главами народа, которых Зогар называет “продолжением Моисея в каждом поколении”, и следуя их путем.