«Я работаю над книгой о героических еврейских женщинах, соблюдавших заповеди в советское время. Наше поколение должно знать о делах прошлого поколения». Я согласился, но добавил, что наше поколение должно немного знать и о нем самом. «Я никогда не писал о себе, в этом нет необходимости», — скромно ответил мне р. Хаим-Аѓарон ѓа-леви Фейгенбойм.
Мы не беседовали уже несколько лет. Сейчас он позвонил, чтобы спросить о благополучии Главного раввина России р. Берла Лазара, и я воспользовался возможностью поговорить о нем самом. Я знаю его с тех пор, как он репатриировался в Страну Израиля более тридцати лет назад. Мы были соседями в Иерусалиме, а затем дружили, когда он много раз приезжал в Москву как директор ешивы, основанной раввином Адином Эвен-Исраэль Штейнзальцем, благословенной памяти. Я слышу, как жена просит его «расскажи немного», и он соглашается:
«Я родился в Москве в семье выходцев из Бердичева».
Для еврея это говорит о многом. В Бердичеве был раввином знаменитый рабби Леви-Ицхак, «заступник евреев».
«Мой отец был офицером Красной Армии, но когда он вернулся с войны, он позаботился о том, чтобы найти мне меламеда и подготовить меня к бар-мицве. Окончив школу, я поступил в Московский авиационный институт. Там я выучил столько о советских военных самолетах, что на долгие годы стал «носителем военных тайн» и «отказником», и даже моей жене позже не разрешили выезд из Советского Союза. Некоторое время после свадьбы я каждую субботу вечером ездил в Ленинград изучать законы шхиты вместе с р. Ицхаком Коганом у знаменитого реб Мотеле «дер шойхет», чтобы обеспечивать кошерным мясом евреев Советского Союза».
Он и его супруга живут в Иерусалиме в одной и той же квартире с тех пор, как репатриировались в Святую Землю, и их потомки живут в Стране Израиля и продолжают традицию наших праотцев.
Читайте также