«Пятнадцать шекелей», — услышал я сквозь крики продавцов других ларьков на рынке Махане Йеѓуда в Иерусалиме в прошлую пятницу. Я вынул купюру в двадцать шекелей, и он быстро протянул мне сдачу, уже повернув голову к следующему покупателю. Я посмотрел в свою ладонь – в ней было 15 шекелей. Вместо того, чтобы дать пять шекелей мне, а пятнадцать оставить себе, продавец запутался и сделал наоборот! Понятно, пятничная суета, работа без перерыва в сумасшедшем темпе, каждый может запутаться. «Извини, возьми еще десять», — передаю я ему деньги. Продавец понял свой просчет, принял деньги и уже обслуживает следующего. А я, гость, приехавший с кратким визитом в Страну Израиля и заскочивший купить всякой всячины на центральный рынок Иерусалима, понимаю, что для продавца нет ничего нового и необычного в том, что покупатель возвращает продавцу случайно попавшие в его руки деньги.
Вечером в понедельник я участвовал в поминальной церемонии в доме семьи Шнитцер в городе Эльад, на которую был также приглашен известный проповедник, раввин Барух Розенблюм. Для меня это было сюрпризом. Я уже много лет слушаю его уроки по недельной главе, иногда записываю и здесь некоторые мысли из них, но впервые вижу и слышу его вблизи. Вот что он говорил, в частности:
– В мидраше Коѓелет Раба написано: «Рабби Леви сказал: В час, когда человек уходит из этого мира, Всевышний поручает ангелам служения: Послушайте, что говорят о нем люди. Был ли он достойным человеком? Был ли он Б-гобоязненным?» Можно задать два простых вопроса: а) Какое дело Всевышнему, что говорят об умершем люди? б) Всевышний знает все о человеке, почему же Он посылает ангелов слушать, что говорят люди?
Гемара в трактате Йома спрашивает: «Что такое осквернение Имени Всевышнего? Мудрец Рав объясняет: например, если я возьму мясо у мясника и не заплачу сразу». Но разве это осквернение Имени Всевышнего? Ведь Рав без сомнения заплатит мяснику, не сейчас, так позже! Да, потому что люди могут решить, что если такой человек, как Рав, берет не заплатив, то и нам можно. Абайе добавляет: «Однако если мясник привык сам ходить и собирать долги, то здесь нет осквернения Имени Всевышнего» – так как люди знают, что у мясника можно взять мясо, а он потом придет забрать плату, и никаких неправильных выводов не сделают. Отсюда следует, что «осквернение Имени Всевышнего» определяется мнением людей. Так пишет и Рамбам.
Известно, что такой грех, как осквернение Имени Всевышнего искупается лишь в день смерти. Поэтому Всевышний и посылает ангелов на похороны послушать, что говорят об умершем люди. Если люди считают, что такого греха усопший не совершил, значит, на нем его и нет.
…Я сделал из этого вывод. Наше обычное поведение в повседневных ситуациях может быть как осквернением Имени Всевышнего (Б-же упаси), так и освящением Имени Всевышнего. Если еврей протискивается без очереди, а в нашем обществе уважают культуру очередей, или если он занимает чужую парковку, или если он «подрезал» кого-то на дороге – он может, не дай Б-г, впасть в грех, который мы упомянули. А если еврей вернул попавшие к нему по ошибке деньги, если он уступил там, где мог бы начать ссориться – вот и освящение Имени Всевышнего.
Читайте также