Бывают неожиданности и в степенном повествовании Торы. Рассказывая о строительстве мобильного святилища – прообраза будущего Храма – Тора неожиданно “сбивается на постороннюю тему” и устанавливает заповедь о соблюдении Субботы.
Рабби Пинхас Алеви Гopвиц в книге “Паним Яфот”, комментируя слова Торы “И возьмите для Меня приношение”, пишет, что все запреты Субботы (39 основных запрещенных видов деятельности) выведены из описания работ, необходимых для воздвижения Святилища, Храма. Речь идет не только о чисто строительных работах, но и далеких ответвлениях технологического процесса: от добычи материалов (золота, серебра, меди, шкур животных, дерева, льна, шерсти и пр.) и их обработки до ведения записей и измерений.
Почему?! Что связывает эти две темы, столь далекие на первый взгляд?
Храм – не только центр вселенной, но и ее абсолютно адекватная модель “в миниатюре”. Таким образом, в мистическом ракурсе, строительство Мишкана руками человека есть земной аналог сотворения мира Всевышним.
В еврейской мистической традиции 39 работ связаны с 39 каналами, по которым Всевышний дает нам жизненную энергию. С наступлением Субботы эти каналы надо открыть, чтобы энергия, текущая сверху вниз наполнила наши, изрядно опустошенные за трудовую неделю, “аккумуляторы”. Делая в Субботу одну из запрещенных работ (не дай Б-г!), мы перекрываем один из каналов и обедняем свои души.
Суббота может показаться стороннему наблюдателю суровым днем “нельзя-нельзя-нельзя”. Но тот, кто попробовал вкус истинной еврейской субботы, кто провел ее с “людьми Субботы” (так называли в древности евреев), знает, что это не прокрустово ложе, а теплая рука Всевышнего, не ограничение, а свобода, не напряжение, а полет души. Разумеется, соблюдение закона требует его изучения, но потом Суббота становится естественной частью жизни, днем, когда время останавливается, днем отдыха и радости.
Р-н Александр Фейгин