Вот, что рассказал раввин Херсонский корреспонденту нашей общинной газеты "Шофар".
– Речь идет о трех или, возможно, четырех лекциях, посвященных Бейс а-Микдаш. Мы будем рассматривать следующие темы: чем был Бейс а-Микдаш в иудаизме, насколько иудаизм потерял свою полноту после его разрушения римлянами, и может ли он быть восстановлен.
Если говорить более подробно, то вначале мы будем рассматривать вопрос, в чем сама идея Бейс а-Микдаш, то есть, проще говоря, зачем иудаизму, где один из постулатов – присутствие Всевышнего везде и повсюду и жесткий запрет на любое Его изображение, понадобилось строительство здания, выделенного для Б-га. Мы также подробно рассмотрим все, что известно сейчас о внешнем виде Бейс а-Микдаш, его внутреннем убранстве, правилах поведения верующих, и т.д.
– Когда вы будете рассматривать эту тему, вы в основном будете пользоваться описаниями Танаха?
– Не только. Во-первых, есть подробные описания Бейс а-Микдаш в Мишне. А во-вторых, сейчас в Иерусалиме существует Институт Храма, где тщательно собираются и систематизируются данные о Бейс а-Микдаш. Что же касается поведения верующих, то мы. конечно, не будем изучать его очень подробно – поскольку в настоящий момент это не представляет практического интереса. Если же вдруг это знание обретет практическую сторону, пожалуй, освежить свои знания о правилах поведения в Бейс а-Микдаш придется и мне самому,
– Если перейти к третьему вопросу, то насколько в настоящий момент иудаизм страдает от отсутствия Бейс а-Микдаш?
– Иудаизм без Бейс а-Микдаш представляет собою, честно говоря, инвалида. Чтобы ситуация была понятнее, я приведу в качестве примера советский мультфильм-пародию на «Трех мушкетеров». Если помните, там сначала отбирали «лучших из лучших», а потом «лучших из худших». Примерно такая же ситуация сложилась и с иудаизмом. Из 613 заповедей, которые должен выполнять каждый еврей во времена отсутствия Храма, можно выполнять только 369. Часть из невыполняемых мицвойс связана непосредственно с Бейс а-Микдаш, другая – не связана непосредственно со зданием, но их выполнение привязано к существованию Храма. В качестве примера можно привести седьмой год. Год Шмиты, существующий только благодаря постановлению мудрецов Талмуда для того, чтобы евреи не забывали о наличии этой даты, Сангедрин…
– Насколько вероятна, по вашему мнению, возможность восстановления Бейс а-Микдаш в обозримом будущем?
– На идеологическом уровне в иудаизме в настоящее время существует две концепции по поводу возможности восстановления Бейс а-Микдаш. Сторонники первой из них говорят, что мы должны сами выполнить все основные работы по строительству. Их оппоненты отвечают, что третий Храм можно будет построить только с приходом Мошиаха. Если же говорить о чисто технических проблемах, то главное здесь – наличие на Храмовой горе двух мечетей, которые потребуется снести для строительства здания. Самое интересное, что один раз подобная возможность уже была. Во время Шестидневной войны мусульмане объявили Храмовую гору оскверненной и покинули ее, а напротив, как мне рассказывали, стояло подразделение минометчиков, готовых в любой момент выполнить приказ о разрушении мечетей. Но само израильское правительство призвало мусульман назад. Сегодня я не вижу возможности сноса этих зданий без возникновения существенной угрозы всему еврейскому народу.
Впрочем, главное все же не это. Здание можно построить, оно может быть шедевром архитектуры, но оно не будет Бейс а-Микдаш, поскольку в нем не будет хватать главной детали, делающей Бейс а-Микдаш Бейс а-Микдаш – Б-жественного присутствия. Собственно, задача построить именно Бейс а-Микдаш. в котором было бы ощутимо Б-жественное присутствие, а не просто здание, точно повторяющее его архитектуру, будет одним из экзаменов для Мошиаха или претендента на это звание.
– Кто может стать слушателем курса «Храм – идея, история и актуалия»?
– В принципе лекции рассчитаны на людей, умеющих учиться и хотящих это делать. Если говорить о каком-то возрастном ограничении, то, по опыту прошлых лет, в одних и тех же группах совместно занимались 18-летние и 50-летние.
– Ну а если записаться захочет 14-летний?
– Если это произойдет, я. конечно, отсеивать не буду. Если тема окажется интересной для него и он будет готов воспринять информацию, милости просим.
Желающие принять участие в курсе «Храм – идея, история и актуалия» могут связаться с р. Йосефом Херсонским по телефону (916)3525366 или по электронной почте rabbi@jewish.ru. Сам курс, который продлится до 23 июля, бесплатный, но его участникам могут понадобиться платные методические пособия.
Семен Чарный. Газета "Шофар".
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 15 дней
до 10 Кислева -
25 Хешвана
578526 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Храм – идея, история и актуалия
Главная / Храм - идея, история и актуалия