Хевронский погром 1929 года: трагедия, которая не стерла память
Хеврон — один из древнейших городов на Земле Израиля, упомянутый в Торе как место, где праотец Авраам купил пещеру Махпела — гробницу Патриархов. С тех пор евреи жили здесь практически непрерывно. В разные века сюда приезжали паломники, учёные, раввины и простые семьи, стремившиеся быть ближе к святыне.
В XIX веке в Хевроне укрепилась хасидская община Хабад. По призыву Миттелер Ребе (Второго Любавичского Ребе) в 1819 году сюда переехали несколько семей, среди которых была Менуха-Рохель Слоним — внучка основателя Хабада. Её приезд стал символом новой эпохи в истории города. Со временем в Хевроне появились синагоги, дома учёбы и знаменитая иешива, куда приезжали студенты из разных стран.
Напряжение и надвигающаяся буря
Летом 1929 года обстановка в Эрец-Исраэль стремительно накалялась. Поводом стали споры вокруг права евреев молиться у Стены Плача, но за этим скрывалась более глубокая арабская агитация против еврейского присутствия. Муфтий Иерусалима и другие радикальные лидеры распространяли слухи о «еврейских планах захватить мусульманские святыни». Эти слова падали на благодатную почву страха и вражды.
В Хевроне слухи множились. Хотя некоторые арабские старейшины заверяли, что защитят своих еврейских соседей, толпы, подогреваемые ненавистническими проповедями, начали готовиться к нападению.
17–18 ава 5689 года (24 августа 1929 года)
В субботу, когда евреи находились в синагогах и домах, в город ворвались вооружённые арабы. За несколько часов были убиты 67 евреев — мужчины, женщины, дети и даже студенты иешивы. Многие тела были изуродованы. Дома, лавки и синагоги разграбили и разрушили.
В отчётах британских властей упоминалось, что отдельные арабские семьи рискуя жизнью спасали своих еврейских соседей. Около 435 человек удалось укрыть — кто в домах друзей, а кто в полицейском участке Бейт Романо. Эти поступки остались редким, но ярким лучом света в мрачной истории.
После трагедии
После погрома британские власти эвакуировали всех евреев из Хеврона. Древняя община, существовавшая столетиями, перестала быть частью жизни города. Лишь в 1930-х годах несколько семей попытались вернуться, но арабские волнения 1936–1939 годов вновь вынудили их покинуть город.
Возвращение стало возможным только после Шестидневной войны 1967 года. Тогда в Хеврон вновь пришли еврейские семьи, а неподалёку был основан Кириат-Арба. Большую роль в духовном возрождении города сыграл Хабад: были восстановлены исторические здания, открыты молельные дома и центры изучения Торы.
Память и уроки
Хевронский погром — это напоминание о том, что даже древние корни и святость места не всегда защищают от ненависти. Но это и история о силе памяти: спустя десятилетия евреи вернулись к праотеческой земле, чтобы продолжать жить, учиться и молиться в городе Авраама.
Сегодня в Хевроне снова звучат молитвы, а в пещере Махпела собираются паломники со всего мира. Память о жертвах 1929 года бережно хранят, чтобы подобное никогда не повторилось.
Читайте также