Около недели назад мы наблюдали чудесное и интересное явление, и я много думал о нём и об обстоятельствах, приведших к нему.
Еврей, хасид Хабада, гражданин США по имени р. Шолом Мордехай Рубашкин получил помилование от президента Дональда Трампа и был внезапно освобожден от дальнейшего 20-летнего заключения – после 8 лет, уже проведённых в тюрьме.
Р. Шолом Мордехай Рубашкин управлял в Америке самой крупной в мире фирмой по производству кошерного мяса и дал сотням евреев возможность зарабатывать на жизнь кошерным образом; он отделял на цдаку большие суммы. Он делал это вплоть до своего ареста, до получения необъяснимо тяжкого наказания, к которому его приговорил антисемитский суд.
Как только стало известно об этом чудесном освобождении, люди стали стихийно собираться в большие круги с песнями и танцами, выражавшими общую радость. Это происходило во всех городах Америки, Европы и, разумеется, Израиля.
И здесь, в Москве, мы праздновали это событие на спонтанном фарбренгене утром в прошлый четверг, вместе со всеми учениками наших московских учебных заведений; а вечером устроили большую трапезу с благодарением Всевышнему, в честь чуда освобождения.
Большинство праздновавших и радовавшихся не знают лично этого человека и никаким образом с ним не связаны. И эта радость не ограничилась одним днем, а продолжалась всю прошлую неделю.
И вот я удивляюсь: что побудило столь многих евреев во всем мире радоваться, устраивать фарбренгены и благодарственные трапезы, танцевать с такой безудержной радостью?
Во время фарбренгена Главный раввин России, р.Берл Лазар, рассказал о своем посещении р. Рубашкина в тюрьме, во время визита в США:
«Я получил разрешение на один час свидания с ним, и в честь моего прибытия собрали всех еврейских заключенных из всех отделений этой тюрьмы. Рубашкин пришел в очень радостном настроении, в одной его руке были тфилин, а в другой – шофар. Прежде всего он организовал миньян для молитвы Минха, и он использовал буквально каждую секунду для того, чтобы сделать добро еврейским заключенным, в духовном и материальном аспектах. До такой степени, что у нас совсем не осталось времени поговорить…»
В этот шабат мы заканчиваем книгу Берешит, читаем главу Ваехи. В её начале рассказывается о последних 17 годах жизни праотца Яакова, которые он провел в Египте, и святая Тора описывает это словами «И жил Яаков». Мудрецы объясняют: «Из этого следует, что главные годы своей жизни Яаков прожил в Египте», то есть самыми важными и лучшими годами Яакова были те, что он провел в Египте!
Ребе задает об этом вопрос: неужели именно когда Яаков покинул место жизни своего отца Ицхака и спустился в такое тяжелое место как Египет – тогда наступили его «главные годы»?! И Ребе отвечает на это характерным для него образом: именно в Египте у Яакова появилась возможность осуществить цель человека в этом мире – «создать Благословенному «дом» в нижних мирах», сделать самое низкое место местом пребывания Всевышнего, посредством молитв, изучения Торы и соблюдения заповедей. Праотец Яаков получил возможность освятить имя Б-га в земле египетской!
Мне кажется, что, возможно, есть ещё одна причина, почему сказано «И жил Яаков в земле египетской»: Яакову пришлось переехать в место, куда он вовсе не думал приезжать; он оказался там не по своему выбору, а лишь в результате горькой истории, случившейся с его сыном Йосефом, проданным в рабство. Но, несмотря на это, он выбрал остаться в этом месте, действовать в нём и радоваться тем обстоятельствам, которые создало для него Высшее Провидение. И такое поведение Яакова «оживило» это место. Он не воспринимал это как насилие и безвыходность, а принял перемены с радостью и пониманием: “Именно здесь – мое место, здесь мне предназначено жить, молиться и действовать”. И поскольку он думал и действовал именно так, Тора свидетельствует о нем: «И жил Яаков в земле египетской».
Многие из нас родились в одном месте, учатся в другом, создают семью в третьем; иногда, по тем или иным обстоятельствам, приходится вдруг оказываться в совершенно другом окружении. И некоторые надолго остаются в таком месте.
Но когда мы живем с верой в то, что всё – от Всевышнего, как сказал царь Давид в Теилим: «От Б-га – все шаги человека», и когда мы радуемся тому месту, куда привело нас Высшее Провидение, то мы живем настоящей жизнью. И мы можем прожить эту жизнь так, как должно – чтобы она была радостной, счастливой и успешной, чего мы и заслуживаем. Тогда и наша семья, наши друзья, знакомые и даже люди, которые совсем нас не знают – все будут радоваться вместе с нами!
Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят: « Деяния отцов – знак для сыновей». Рубашкин удостоился пойти по стопам праотца Яакова, и он также всей душой верил в Высшее Провидение, приведшее его в место тяжкого заключения; радость никогда не покидала его лица и сердца даже на минуту, об этом было известно всем, кто молился о его освобождении. И неудивительно, что весь народ Израиля, в самых разных местах и общинах, так сильно радуется его освобождению.
Да удостоимся также и мы, с помощью Всевышнего, научиться верить полной верой, что место, где мы находимся – это не наш выбор, а выбор Всевышнего Благословенного, и это сделано нам во благо, чтобы мы с радостью использовали каждую возможность для улучшения жизни других людей – в материальном и духовном аспектах.
С благословением «хазак хазак ве-нитхазек»,
Гут шабес!
Шия.