Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Хасидское учение

Главная / Хасидское учение
search
2-hasidism_1280x342-px

Что такое хасидизм?

Сказал Алтер Ребе: “Вор — не тот, кто может украсть. Вор — не тот, кто хочет украсть. Вор — тот, кто ворует. Ученик — не тот, кто хочет учиться, Ученик — не тот, кто может учиться. Ученик — тот, кто учится. Хасид — это не тот, кто хочет быть хасидом, и не тот, кто может быть хасидом, но только тот, кто думает, чувствует, ведет себя, и живет по-хасидски. Так что же такое жить по-хасидски? Видеть Единого Б-га во всем множестве сотворенного. Служить Всевышнему в радости и веселии. Делать добро ближним бескорыстно и даже в ущерб себе.”

 

Хасидские даты:

 

Тишрей

Хешван

Кислев

Тевет

Шват

Адар

Нисан

Ияр

Сиван

Тамуз

Ав

Элул

 

 

 

Хасидские истории и притчи

 

Что такое хасидские истории?

Главы движения Хабад часто говорили, что хасидские истории являются Письменной Торой теории хасидизма.

Письменная Тора отличается от Устной тем, что читая письменную Тору еврей выполняет заповедь даже если он не понимает прочитанного. Ещё одно различие заключается в том, что в Устной Торе подробно объяснены детали и практические указания связанные с тем или иным аспектом. Письменная же Тора содержит в себе духовные основы этих аспектов.

Таким образом, хасидские истории заключают в себе основы теории хасидизма, которые доступны для понимания любому человеку, вне зависимости от его духовного уровня. Именно поэтому основатель хасидизма Бааль-Шем-Тов и его последователи распространяли учение хасидизма, путешествуя по еврейским местечкам и рассказывая истории простым людям. Со временем хасидские истории стали неотъемлемой частью хасидского воспитания и сегодня без них не обходится ни один фарбренген (хасидское застолье).

Однажды кто-то спросил Ребе:

— Правда ли, что тот, кто рассказывает истории о Баал-Шем-Тове на исходе субботы, удостоится благословения во всем, что касается заработка?

Ребе ответил:

— Да, но не только.

 

В этой фразе есть три неточности:

1) это относится к историям про всех праведников, а не только про Баал-Шем-Това;

2) их полезно рассказывать не только на исходе субботы, но и во всякое время;

3) это приносит благословение во всем, а не только в заработке.

 

 

Предлагаем вашему вниманию подборки хасидских историй и притч

 

Я и другой

 

Лейб Пузин – хасид Ребе Магараша (4-го Любавического Ребе) был очень богат. Он жил в городе Витебске, владел преуспевающим делом и имел несколько каменных домов и ещё много разного имущества. Он жил “на широкую ногу” и также раздавал много Цдоки (милостыни). В том же городе жил ещё один хасид, тоже очень богатый – р. Шмуэль Брин. Он также хорошо разбирался в Талмуде и глубоко в Учении Хасидизма. Он был поставщиком стройматериалов для правительственных учреждений. И, несмотря на многочисленные заботы, не пропускал ни дня без изучения Торы. В 5640 (1880) году дела р. Шмуэля покатились вниз и он, также, попался в ловушку мошенников, потерял всё своё богатство и попал в тяжёлые долги. Вскоре р. Лейбу Пузину довелось быть при дворе Ребе Магараша. Он рассказал Ребе о своём деле и попросил благословения на успех. а когда закончил, вздохнул р. Лейб и сказал: “р. Шмуэль находится очень низко и ему требуется много Б-жьей милости.” И сразу добавил: “хотя сказано “ибо праведен Г-сподь во всех путях его”, и если уж Он так сделал, наверное это то, что должно было случится ,всё равно его очень жалко.” Когда Ребе услышал последние слова р. Лейба он никак не отреагировал. Он положил ладони на глаза и погрузился в свои мысли. Вскоре после этого начался пожар на льняных складах р. Лейба. Огонь уничтожил так же его дом и примыкающий к нему магазин, в котором, было товара на 20,000 рублей. Общий ущерб достиг 50,000 рублей. Ужас взволнованный поехал р. Лейб в Любавич. Когда он зашёл в кабинет к Ребе, он разрыдался и рассказал о тяжелейшей катастрофе. которая с ним случилась. Всё это время Ребе наблюдал за ним “проникающими глазами”. Когда он закончил, Ребе сказал ему: «для своего друга р. Шмуэля Брина, который потерял всё своё имущество, ты нашёл утешения и оправдал небесный суд над ним, а когда дело дошло до твоего льна и твоего магазина ты шумишь на все миры, и всё это в час, когда у тебя ещё остались 2 здания и правительственные векселя. Выясняется, что “другой” и “я” это 2 абсолютно разные вещи». Слова Ребе шокировали р. Лейба. Он вышел из кабинета Ребе с опущенными глазами и не сказав ни слова. Долгое время сидел он в одном из углов синагоги, углубившись в себя и задумавшись о проникновенных словах Ребе “другой” и “я” это 2 абсолютно разные вещи. 2 дня он ходил, как сомнамбула. В конце концов он решил зайти к Ребе ещё раз , попросить у него путь к исправлению и раскаянию. В душе он уже решил. что с сегодняшнего дня и далее будет предан всем сердцем для добра “другому”. В этот раз лицо Ребе светилось, а глаза были нежные. Ребе Магараш взглянул на р. Лейба и сказал нараспев: “известно от имени Баал-Шем-Това, что каждый, кто говорит что-то о другом добро или зло, говорит это о себе. Если он оправдывает наказание другого, то он приводит наказание и на себя. А если он участвует в горе друга и старается ему помочь, то притягивает на себя добро и изобилие. Езжай домой, возьми 3000 рублей наличными и дай их р. Шмуэлю в долг, чтобы он мог купить товар, сплавить его на плотах и возродить своё дело. Деньги дай по-доброму, с желанной душой и из чувства благодарности Всевышнему за то, что Он удостоил тебя сделать добро. Сразу после этого поезжай в Москву, чтобы купить новый товар для твоего магазина и Б-г восполнит твой ущерб вдвойне. Когда р. Лейб вернулся в Витебск он сразу взял 3.000 рублей и поспешил к дому своего друга р. Шмуэля, но его не было дома. Целую неделю он искал р. Шмуэля и не находил его. Р. Лейбу надо было срочно ехать в Москву , чтобы купить там новый товар, но слова Ребе для него были очень важны , и он ждал , чтобы исполнить вначале указание отдать ссуду другу. Перед субботой, после того, как его неделю не было вернулся р. Шмуэль в Витебск. Сразу по окончании субботы р. Лейб пошёл к нему и хотел отдать ему деньги , но р. Шмуэль отказался : « о чём ты говоришь! Я не могу взять у тебя такую большую ссуду и ты не имеешь права так поступать. Упаси меня Б-г рисковать чужими деньгами в моём деле». Р. Лейб был вынужден рассказать, что это указание Ребе. Р. Шмуэль очень внимательно его выслушал , но всё равно стоял на своём : « ты выполнил свою миссию , но я денег не возьму. В ту же ночь поехал р. Лейб в Любавич и положил на стол Ребе 3000 рублей. «Езжай с миром», – сказал ему Ребе. В понедельник утром к р. Шмуэлю домой приехал посланник от Ребе и привёз запечатанную посылку, в которой была записка, написанная рукой Ребе: «Вот я высылаю тебе 3000 рублей, чтобы пустить их в оборот, до времени продажи плотов в Риге. Успеха». Двое купцов увидели тогда Б-жественное благословение в своих делах. Р. Шмуэль послал товар на плотах в Ригу и заработал огромные суммы. Прибыли от сделки хватило на то, чтобы расплатиться со всеми долгами и купить каменный дом с большим двором. Р. Лейб поехал в Москву, и поставщики его товаров решили поучаствовать в его беде и простить половину его долгов. Товар, который он купил, подорожал втрое и он заработал целое состояние. Но главное, что он заработал, это урок, что «другой» и «я» это не две отдельные вещи.

 

 

Притчи-молитвы

 

Молитва рабби Арье-Лейба Сореса: – Господи, дай мне силы в молодости совершить все ошибки, которые Всевышний отпустил на мою долю. Господи, дай мне силы в зрелые годы исправить всё, что дано исправить. Молитва рабби Йосефа из Брода: – Господи, правда, грешил я против законов Торы. Но и Ты не мёдом меня кормил! Я прощаю тебе все муки и испытания, которые Ты послал мне. Прости и ты мне ошибки и грехи мои. Молитва Альтер Ребе: – Господи, не прошу я у Тебя ничего, только бы исполнилось пророчество: “Узнает всё сущее, что Ты даёшь ему существование, поймёт всё сотворённое, что Ты сотворил его”. Молитва Альтер Ребе: – Господи, не боюсь я ада Твоего, не хочу я рая Твоего, не нужны мне ангелы небесные Твои. Только Тебя одного я хочу! Молитва рабби Авраама-Малаха: – Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, Господи, дай мне терпимости смириться с тем, что не в моих силах изменить. Господи, дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.

 

 

История одной ханукии

 

В 19-м веке коллекциирнеры еще не опустились до “ретро”, до разных там садовых решеток, позеленевших от времени и от тоски. Реб Эльяким, хасид святого ребе Мордехая из Чернобыля, собирал вещи, фактическая ценность которых не подлежала сомнению: молитвенники с серебряными застежками, указки для чтения Торы с позолотой. салфетки для хал, вышитые искусно и богато.

Однажды навестил его цадик из Чернобыля. Реб Эльяким принял своего ребе с большим почетом. Он разложил на столе свои маленькие сокровища и спросил, что бы ребе хотел получить в подарок.

Цадик из Чернобы ля сказал сразу:

– Мне нужна эта ханукия.

Хасид взял серебряную хаиукию с массивным основанием и филигранным узором чашечек для свечей, завернул в кусок бархата и протянул своему гостю.

Взяв этот дар, Ребе Мордехай тут же объявил, что он должен продолжать свой путь. Странно… Когда цадик оказался дома, все были уверены, что он захочет обновить дорогой подарок. Но нет: ханукия из серебра была спрятана в кладовку, а цадик зажигал свою старую, совсем не такую красивую и дорогую.

Прошло немало лет. Душа реб Эльякима покинула этот мир. И вот тогда-то, в дни Хануки, чернобыльский цадик приказал достать его подарок, произнес благословения и с глубоким внутренним чувством зажег фитили свечей.

“Почему? Почему? Почему?” – зашелестели голоса хасидов со всех сторон и углов.

“Почему, Ребе, вы зажгли эту ханукию только теперь?..”

И цадик из Чернобыля рассказал им такую историю… Эта ханукия принадлежала раньше еврею по имени реб Йосеф-Довид. Она передавалась в его роду от отца к сыну. Йосеф-Довид обеднел и для поправки своих торговых операций нуждался в денежной ссуде.

Он попросил взаймы у состоятельного реб Эльякима, а тот в ответ:

– Продай мне ханукию! Вот и деньгами разживешься!

Тот покачал головой:

– Как я могу расстаться с памятью об отце и деде…

– Хорошо, тогда дай мне ее в залог. А деньги получишь сегодня же!

Йосеф-Довиду пришлось согласиться. Реб Эльяким нарочно вручил ему сумму много больше той, что просил сосед. Он знал по опыту, что ссуда – как вода: зачерпнул, а потом все пролилось между пальцев, и поди собери…

Сосед до конца дней так Я не смог рассчитаться с долгом. Он скончался. Вскоре за ним последовал новый обладатель ханукии. На Небесном суде взвесили грехи и добрые дела реб Эльякима. Выяснилось, что и того. и этого приходится поровну.

“Он когда-то пытался выручить из беды своего соседа, – сказал один из судей. – Пусть придет ангел, рожденный от этой заповеди!

Раздались неуверенные шаги.

Поскольку реб Эльяким снабдил соседа деньгами не совсем бескорыстно, а в надежде получить драгоценную ханукию, этот ангел был слеп. Он брел, натыкаясь на все на свете.

– Пусть он и отведет тебя в Ган-Эден! — решили судьи.

Слепой ангел взял любителя красивых вещей за руку и повел его, спотыкаясь. Они и бродили в заоблачных высях по формуле “пойди туда, не знаю куда”. Иногда совсем близко раздавалось ангельское пение. Иногда, попав не на ту тропинку, они слышали, как трещат поленья, нагревая котлы в аду.

Это длилось, пока цадик из Чернобыля не зажег ту самую ханукию, освятив и осветив ее светом своей души. Тут слепой ангел прозрел и сказал душе реб Эльякима: – “Ладно, иди за мной”…

 

 

Подборка историй 1-5

 

У раби Нафтоли из Ропшиц был сын Элиэзэр (позднее он прославился под именем «раби из Дзикова»). Мальчишки, все без исключения, – шалуны, будущий раби был в этом похож на сверстников. Однажды позвал его отец, чтобы отчитать за очередную шалость. Лэйзер не стал спорить, но привел в свою защиту следующий аргумент:

– Что делать, у меня, как у всех, есть «ецер пара» (внутренний «чертик»). Ецер сбивает меня с толка и соблазняет, в такие минуты я и шалю.

– Наоборот, – возразил ему отец, – ты должен учиться у ецера: посмотри, как он старается на тебя повлиять, какая настойчивость, какая самоотверженность! Вс-вышний возложил на него работу: испытывать людей и он делает все, чтобы исполнить волю Вс-вышнего. И ты должен стараться также исполнить Его волю и быть хорошим мальчиком!

– Но, папа, ведь у ецера нет своего ецера, ему никто не мешает исполнить волю Вс-вышнего, а у меня-то ецер есть. С этого все и начинается.


В одном галицианском местечке была старая-престарая синагога. Там дыра, тут прореха.

Посетил однажды эту общину раби Меир из Премышлян. Подошел он к синагоге, заглянул внутрь, призадумался на минутку и процитировал Тору:

«Как страшно это место! Не иначе, как здесь дом Вс-вышнего!»

Старосты, знатоки Торы, раввины и местные богачи, сопровождавшие раби, задумались: каков скрытый смысл его слов, на что он намекает?!

Вспомнили слова мудрецов древности, мудрецов недавнего прошлого, мудрецов Востока и Запада…

Увидел раби Меир, что они не могут разобраться в его словах, и объяснил:

– Как страшно это место! Вот-вот рухнет нам на головы. Не иначе, как здесь дом Вс-вышнего! Будь это дом одного из вас, все бы сверкало, а прорехи были бы заштукатурены. О своих домах вы наверняка заботитесь и поддерживаете их в хорошем состоянии. Только дом Вс-вышнего стоит в разрухе и запустении.


С разбитым сердцем пришел раби Иссахар-Бер Радошицер к учителю, «Видящему из Люблина»:

– Помоги мне сделать тшуву!

– В каких же грехах ты каешься, – спросил учитель.

– Я хуже худшего из грешников: тот, по крайней мере, знает свои грехи, а я вот ничего припомнить не могу!

– И я, как ты, хочу раскаяться, да не знаю в чем, – вздохнул учитель, – давай каяться вместе.


Говорил раби Хаим из Цанза:

– Когда я был молод, надеялся спасти весь мир. Потом стал раввином и надеялся спасти по крайней мере весь свой город. Позже стал ребе и надеялся спасти своих учеников. Сегодня все зовут меня праведником, а я думаю: «Может быть, сумею спасти самого себя?»


Услыхал раби Ицхак-Меир из Гур, как вздыхает раби Яаков из Радзимина и спросил:

– О чем вздыхаешь?

– Тора рассказывает о наших великих предках, как они грешили и каялись, грешили и каялись – золотой телец, ропот в пустыне, мераглим…

– Да уж, – заметил раби Ицхак-Меир. – Из их грехов сложены целые главы Торы. А что выйдет из наших мицвот? Вторая Тора, точно, не напишется.

Оставить комментарий

Медиа

Недельная глава с раввином Лазаром. Последний день Песаха

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11