Рано утром мы прибыли в Вильнюс. Это название знает каждый еврей, как благодаря Гаону из Вильно, который жил там с юных лет до смерти, так и благодаря Виленскому изданию Вавилонского Талмуда, служащему основой для всех нынешних изданий. И не только Талмуд, но и книга «Тания» в ее теперешнем издании — фотокопия издания, отпечатанного в известной типографии в Вильнюсе.
Мы окунулись в теплую микву Бейт-Хабада под руководством посланника в Вильнюсе раввина Шалома Бера Кринского и пошли молиться в единственную уцелевшую синагогу города – из 105 существовавших там до Холокоста, две из которых принадлежали хабадникам. Хоральная синагога называется «Таѓарат ѓа-Кодеш» – святая чистота, и у входа нас встречает мраморная табличка, свидетельствующая о том, что это место было построено ровно 120 лет назад общиной «прушим», то есть по тогдашней терминологии – противниками хасидов.
В 8:30 начался утренний миньян с чтением Торы в честь дня поста 10 Тевета. В середине молитвы открывают арон ѓа-кодеш, чтобы произнести молитву «Авину малкену». Я встал и громко запел известный нигун на эти слова, восходящий к Алтер Ребе. Не знаю, пели ли этот нигун здесь после постройки этой «антихасидской» синагоги, но мало-помалу другие прихожане присоединились ко мне, и мы спели этот нигун целиком. Молитва закончилась, и изучив страницу Гемары по виленскому изданию, мы отправились в полет в Святую Землю.
Читайте также