Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Ханука в тюрьме

07 декабря 2018 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Еврейские праздники / Ханука / Книга Берешит / Микец / Уроки главы / Уроки праздника ханука
search
shie-d

В комнату вошли участники празднования Хануки. И все они были новыми для меня, я не видел их, когда устраивал здесь полгода назад пасхальный седер. Я спросил, в чём дело, и мне ответили, что часть перевели в другую тюрьму, но большинство вышло на свободу. Да, это было в Бутырской тюрьме.

Когда ребе Раяц был арестован в Советской России за распространение еврейства, он сказал: «Арестовать можно только тело. Свобода души зависит от самого человека». Эту цитату привёл Главный раввин России р.Берл Лазар, выступая перед заключёнными-евреями во время празднования Хануки. Передо мной были новые лица… «Как дела у тех, кто вышел на свободу? Что они делают? Как они устроились в жизни?» – думал я.

Тем временем мы перешли в кабинет начальника тюрьмы. Он рассказал нам о заключённых, о разных типах и различных проблемах, о надзирателях и об их работе. Среди прочего, он сказал: «Когда сюда поступает новый заключённый, я сразу могу сказать, вернётся ли он сюда ещё раз. Я вижу это по его поведению, по его речи. Но самое главное – как примет его общество после освобождения. Если он попадёт к людям, готовым поддержать его, он снова вольётся в общество. Но если в каждом месте, как только увидят судимость, сразу будут отказывать ему в приёме на работу – он не найдёт себе места снаружи и достаточно скоро вернётся сюда».
*
В дни Хануки мы добавляем в благословение после еды, а также во все три дневные молитвы, вставку «Благодарение за чудеса». Она вкратце описывает события Хануки, и мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые Он явил нашим предкам в те дни, в это время. Так мы говорим: «И Ты, по великому милосердию Твоему, помог им в час их беды, вступился за них, осудил их врагов, отомстил за них. Ты предал сильных в руки слабых, многочисленных в руки малочисленных, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимающихся Торой Твоей…»
Победа слабых над сильными и малочисленных над многочисленными – это действительно чудо. Но что чудесного в том, что чистые победили нечистых, праведники – злодеев, занимающиеся Торой – злоумышленников? Ведь такая победа не противоречит законам устройства мира, где же здесь чудо?

На протяжении столетий было дано много объяснений этому противоречию. Блестящее объяснение дал Ребе, такое, что оно поможет нам по-новому взглянуть на людей с не таким гладким прошлым.

Известно, что целью антиеврейских указов в том поколении, было – как сказано в ханукальной молитве – «заставить их забыть Твою Тору и нарушить законы, данные волей Твоей». Эти указы издали эллинистические правители. Но идею-то им подали эллинизированные евреи! И было их столько, что приверженцы Торы и заповедей оказались в меньшинстве. И Ребе говорит, что во время Хануки произошло два чуда.

Первое – военная победа евреев над греческим войском, «слабых над сильными и малочисленных над многочисленными». Это материальное чудо. Второе чудо было духовным: «чистые, праведные, занимающиеся Торой» евреи одолели злодеев и злоумышленников, хотя их было больше! Заметим: это была духовная победа, а не военная. Эллинисты вернулись к соблюдению Торы и получили ещё один шанс.

Этому учит нас праздник Хануки. Если кто-то свернул с правильного пути, то когда он возвращается на него, нельзя смотреть на его прошлое. Он новый человек, он одержал над собой духовную победу. Нужно верить в него. Ведь по своей сути еврей – чист, праведен и желает заниматься Торой.

И не только в других нужно верить, но и в себя. Мы – дети Всевышнего, наша суть – добро. Если мы и оступаемся, мы можем, как Хасмонеи, «очистить Храм от грязи и освятить Святилище», очистить себя, и снова зажечь светильник нашей души, как сделали они – «и зажгли светильники в Твоих святых дворах». И тогда мы сможем, как и они, «возблагодарить и восславить великое Имя Твоё».

Гут шабес, фрейлахн Ханука, ходеш тов ве-самеах
Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также

Медиа

«Страсть + кошер в супружеской жизни». Р. Йосеф Херсонский и психолог Марина Нахалов

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11